Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлексей Саврасов
Паспорт проекта «Русские народные музыкальные инструменты». Вид проекта. По тематике: информационный По составу участников: групповой По срокам реализации: краткосрочный Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи проекта: Для детей: -Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов; -Познакомить со звучанием русских народных инструментов; - Формировать эстетический вкус детей; - Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации; - Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух. - Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли, колокольчики); - Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов; - Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке. Для родителей: - Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными русским народными произведениями в домашней обстановке; - Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые народные произведения, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми. Актуальность проекта заключается в том, чтобы слушая русскую народную музыку, старшие дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание. Например, частушки, такие весёлые и понятные детям, чаще всего исполняются под аккомпанемент гармошки или балалайки. Методы обеспечения: Познавательно- игровые занятия. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры. Познавательные беседы. Этапы осуществления проекта: 1. Подготовительный этап: - создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание през
4 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какие инструменты – русские народные? Цели и задачи исследования: 1.выяснить, какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат. 2. Узнать историю русских народных инструментов. 3. закрепить навык игры на детских музыкальных инструментах
5 Из большой Советской энциклопедии мы узнали, музыкальные инструменты это – инструменты, которые звучат в разном ритме и высоты, при воздействии на них. Каждый музыкальный инструмент обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Из книги «РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» что каждый имеет свою историю, по особенному выглядит и по-своему звучит. На свете есть еще сотни музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Знакомство с литературой.
6 Инструменты отличаются звукоизвлечением: ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. - Раньше всех появились ударные инструменты - конечно, самые простые. Бубны, колокольчики, трещотки, ложки -Затем духовые: дудки, свистки, свирели. Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли
7 Мы отгадывали загадки о музыкальных инструментах и читали сказки « Как звонят колокола», «Барабан для зайчонка», «Сказочная балалайка»
8 -Слушали русскую народную музыку в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская» -Смотрели слайды с музыкальными инструментами: Балалайка, домра, гусли, ложки, трещотка, бубен, колокол, рожок.
9 Балалайка. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около 27 см и шириной примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Само название инструмента, типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балалайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).русскими
10 Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра - любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она «домришка». До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) Первые сведения о бытовании у древних руссов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.
11 Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «судьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр.
12 Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.
13 . Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.
14 Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещотке? Трещёточник.
15 Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.
16 Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. На рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.