Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГаля Юлдашева
Урок проведен в рамках республиканского семинара учителей русского языка и литературы по теме "Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ОО"
4 Лингвистическая разминка Найди лишнее слово Найди лишнее слово ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. Мотивация познавательной деятельности
5 Цели урока: I.Образовательные: познакомиться с грамматическими особенностями деепричастия, определить синтаксическую функцию, отработать практическое умение образовывать деепричастия, формировать умение находить их в тексте II. Развивающие: работа по развитию речи, расширение словарного запаса, формирование умения делать выводы, конструировать предложения с деепричастиями
6 Цели урока: III. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, раскрывая его богатство и величие, любовь к родному краю, городу.
7 Путешествие по страницам словаря Деепричастие произошло от двух слов:дее ( от десяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность ) Деепричастие произошло от двух слов:дее ( от десяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность ) Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
8 Лингвистическая разминка Найди лишнее слово Найди лишнее слово ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.
9 Задание: составить предложения, используя деепричастия на тему «Мой город – Саранск»
10 «Мой город – Саранск»
11 1. Индивидуальная работа. Монолог Деепричастия. 2. Работа в парах. Заполнить таблицу 1. Индивидуальная работа. Монолог Деепричастия. 2. Работа в парах. Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия
12 1. Индивидуальная работа Монолог Деепричастия 2. Работа в парах Заполнить таблицу 1. Индивидуальная работа Монолог Деепричастия 2. Работа в парах Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия 1. Добавочное действие 1. Добавочное действие 1. Неизменяемость 1. Неизменяемость 2. Вид 2. Вид 2. Вопрос как? 2. Вопрос как? 3. Возвратность 3. Возвратность 3. Синтаксическая роль 3. Синтаксическая роль
13 Работа в парах: образовать деепричастия Признавать – признавая Признавать – признавая Признать – Признать – Любить - Любить - Полюбить – Полюбить – Встречаться – Встречаться – Встретиться - Встретиться - Создавать – Создавать – Создать - Создать - Возвеличить – Возвеличить – Возвеличивать - Возвеличивать -
14 Работа в парах Морфемный разбор: Рисуя ЖелаяУвидев ЗапомнивЗадумавшись
15 Деепричастия несовершенного вида (Что делая?) Деепричастия совершенного вида (Что сделав?) -а, -я, -учи, -учи (в устаревших формах слов) -в, -вши, -ши (в разговорном стиле) гуляя, начиная, будучи открыв, улыбнувшись
16 Причастный оборот – причастие +зависимое слово Деепричастный оборот - ? какой? х х Сущ., / / ?, / _. _. _ /
17 Определить синтаксическую роль деепричастия Мы, россияне, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на нашей земле, сознавая себя творцами всего нового и лучшего, желая занять достойное место в мировом сообществе, понимая свою высокую ответственность перед будущими поколениями, обязуемся жить и трудиться по законам правого государства ради процветания Родины. Мы, россияне, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на нашей земле, сознавая себя творцами всего нового и лучшего, желая занять достойное место в мировом сообществе, понимая свою высокую ответственность перед будущими поколениями, обязуемся жить и трудиться по законам правого государства ради процветания Родины.
18 Роль деепричастия в художественном произведении В местах болотистых и топких, Определив себе простор, Определив себе простор, Ты жил трудом своим нелегким, Ты жил трудом своим нелегким, Умел врагу давать отпор. Умел врагу давать отпор. Ю. Попков Уходя в глубь веков, Время укрытой тайной даль манит. Время укрытой тайной даль манит. О прошлом память вечный зов О прошлом память вечный зов Душа народная хранит. «Душа народная хранит»
19 Роль деепричастия в художественном произведении Люблю тебя, как мать свою, И, радуясь в душе, Горжусь, что повезло родиться мне На этой вот земле! С. Кумакшин «Мордовская земля» Огни Мордовии моей Мерцают, как глаза живые, Мерцают, как глаза живые, Сливаясь с трепетом огней, Великой Матери-России. Сливаясь с трепетом огней, Великой Матери-России. И.Калинкин И.Калинкин «Огни Мордовии»
20 Тест на определение уровня. КЛЮЧ 1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы: а) имени существительного б) имени прилагательного в) глагола г) местоимения д) наречия 2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ: а) признак предмета; б) признак предмета по действию; в) основное действие; г) добавочное действие предмета. 3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы: а) вид; б) время; в) склонение; г) переходность (непереходность); д) спряжение; е) лицо; ж) возвратность (невозвратность). 4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) по лицам и числам (спрягаются); б) по числам и падежам (склоняются); в) не изменяются вовсе.
21 Тест на определение уровня. КЛЮЧ 5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) определением; б) обстоятельством; в) дополнением; г) сказуемым. 6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ: а) – а, -я; б) – в, -вши; в) – ши 7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия: а) плачущий, плача, плачет, плачь; б) отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни; в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся; г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался; д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт; е) указав, указавший, указал, указать; ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем. 8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов: Касаться – касаясь, коснувшись, Встретить – встречая, встретив.
22 Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок. Определите свой уровень: I ур. – 1 задание II ур. – 2-3 задания III ур. – 4-5 заданий IV ур. – 6-7 заданий V ур. – 8 заданий
23 Дополнительный материал Найти и исправить грамматические ошибки. 1. Подъезжая к городу, вдруг замелькали огни. 2. Гуляя по Саранску, нас охватило радостное волнение. 3. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 4. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
24 Рефлексия... себя называю,... действие обозначаю, На вопрос... отвечаю,... и... вида бываю,... поясняю. Чтобы от глагола меня образовать, надо... взять.
25 Домашнее задание Написать сочинение – миниатюру на тему: «Мой город – Саранск», вклучив деепричастия и деепричастные обороты.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.