Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmediaconf.sgu.ru
1 Человек и культура: диалог в медиапространстве Смирнов Д.О. Пермь, ИП ПГПУ опыт практической работы лаборатории медиапсихологи
2 Тезисы работы: Медиапространство – нельзя рассматривать сугубо информативным. Информация несет прежде всего аксиологический характер, направляющий человека на контакт с определенными ценностями и смыслами культуры. Медиапространство носит диалогичный характер: автор воплощает свои смыслы в медиа-объект (фильм, стих, картина и тп.), медиа-объект активизирует смысловое пространство синхронизирующееся с актуальными смыслами зрителя; по средством воспринятых символов медиа-образа зритель опредмечивает и воплощает собственные смыслы и ценности. Непосредственный диалог в медиапространстве – редкость (автор и зритель редко говорят напрямую). Здесь действует принцип – эстафеты, автор создает медиа- объект, зритель воспринимает его и становится автором, который создает свой объект, который прочтет следующий зритель. В контакте с медиа-объектом человек, с одной стороны, сталкивается с новыми культурными ценностями, с другой стороны, раскрывает в себе собственные несознаваемые мотивы и переживания Миссия медиапсихологии – поддержка процессов личностной самотрансформации человека во взаимодействии с медаи-материалом, через понимание, проживание, присвоение актуализированных значимых смыслов и ценностей.
3 партнерство ПЕРМСКАЯ СИНИМАТЕКА ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ПГПУ ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИА-ПСИХОЛОГИИ Лаборатория медиапсихологии возникла в результате сотрудничества ищущих специалистов Пермской краевой синиматеки и Института психологии ПГПУ
4 Этапы развития МЕДИАПСИХОЛОГИЯ (г. Пермь) годсодержание работыформа организации психологический анализ видеосюжета школьные олимпиады по психологии, психол. практикум медиа-дискуссия, работа с д/ф, разработка теории периодические встречи студ. киноклуба, просветительские программы разработка психотера- певтических практик периодические встречи студ. киноклуба, просветительские программы, лаборатория медиапсихологии обучающие программы для медиамодераторов, разработка концепции развития медиапсихологии еженедельный клуб медиапсихологии, просветительские программы, лаборатория медиапсихологии, чтение курса «Медиапсихология» на факультете психологии ПГПУ
5 Направления работы лаборатории медиапсихологии: методология - разработка психологической теории, раскрывающей содержание медиа-феноменов медиапросвещение - проведение публичных мероприятий, направленных на ознакомление различных слоев населения, с одной стороны, с психологическим знанием, с другой стороны, с малоизвестными произведениями кинематографа научно-исследовательское - проведение экспериментальных исследований, разработка стандартизированных психометрических методик медиаобразование - разработка методов организации групповой работы с медиа-материалом с целью обучения и воспитания медиапсихотерапия - поиск методов самоизменения (личностного роста, психологической помощи) посредством медиа-материалов медиатворчество – психологическая поддержка процесса творческого самовыражения средствами медиа.
6 Теория медиапсихологии, опирается на психологические учения, позволяющие: объяснить сущность медиафеноменов, СОДЕРЖАНИЕ Системный подход Культурно-историческая концепция Экзистенциальный подход Психоаналитические концепции выстроить работу с группой в процессе медиасеанса ИНСТРУМЕНТ Групповая динамика Методы активного социально-психологи- ческого обученя Психотерапевтические практики
7 Ключевые понятия: медиаобъект – преобразованный человеком или естественный объект действительности, выступающий символом, воплощающим в себе культурные ценности и смыслы. медиаобраз – сложное полисистемное психологическое образование, представляющее собой результат взаимодействия мира автора и мира реципиента посредством медиаобъекта. С одной стороны, это результат воплощения личностных смыслов автора в индивидуальном мире реципиента посредством культурных значений, закодированных в символах медиаобъекта. С другой стороны, это результат актуализации личностных смыслов реципиента вследствие контактирования с символами медиаобъекта. медиапространство - представляет собой все многообразие средств передачи человеку (как становящемуся субъекту) в знаково- символической форме смыслов и ценностей культуры. медиаэффект – психологический феномен, возникающий в результате взаимодействия субъекта с медиаобъектом.
8 Уровни медиа-образа: ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ - вся совокупность знаков и символов, составляющая целостность медиа- объекта. ПОНЯТИЙНЫЙ - система понятий, культурных значений, ценностей, идей, вербализированных психических состояний, которые скрывают за собой знаки и символы. СМЫСЛОВОЙ- многообразие индивидуальных смыслов, переживаний, мыслей, чувств, образов, мотивов, опыта.
9 Медиа-образ как полисистема 2.Понятийный 3.Смысловой фигурами отмечены феномены внутреннего мира 1.Знаково-символический АВТОР РЕЦИПИЕНТ преграда человек свет человек туча солнце Моя жизнь Предсознательное Сознательное Индивидуальное бассознательное Коллективное бассознательное символика медиа-образа языковые понятия УРОВНИ медиа- образа медиа- объект
10 Методы работы с медиа- материалом в группе: Медиа-дискуссия (спонтанная, структурная) Психологический анализ медиа-объекта (объективный и самоанализ) Ассоциативный метод (классический и юнгианский) Проективный метод Медиадрама Сисвол-драма в образах медиапространства Системные расстановки в пространстве медиаматериала Медиатворчество
11 В основе построения групповой работы с медиа- материалом взята динамическая модель «Цикла контакта» гештальт-псиотерапии Предконтакт - неопределенность, слияние (фигуры и фона), потребность в безопасности и доверии, непроявленный голод Контакт - тревога, выделение фигуры, интроекция, проекция, формирование мотива, агрессия, конфронтация, ретрофлексия, стыд Финальный контакт – осуществление действие, выход в среду, эготизм Постконтакт – интеграция, осознание опыта, сытость, удовлетворение, радость, формирование симптомов.
12 Цикл контактирования ПК К ФК ПК Энергия t
13 ОБЩИЙ АЛГОРИТМ медиапсхологической работы в группе 1 этап – Введение: (слова ведущих, шеринг в группе) 2 этап – Просмотр медиа-материала. 3 этап – Пауза после просмотра. 4 этап – Круг индивидуальных высказываний. 5 этап – Работа в парах или микрогруппах. 6 этап – Открытый микрофон. 7 этап – Основная психологическая практика. 8 этап – Завершающая рефлексия. 15 мин. Время просмотра 3-5 мин. 15 мин. 20 мин. 15 мин мин мин.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.