Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Панкрашева
1 МБОУ СОШ 12 Педагог-психолог МБОУ СОШ 12 Гришанина Н.В. Арзамас, 2014
2 2 Личностные готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметные опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:
3 В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса
4 является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения:
5 Задачи психологического сопровождения образовательного процесса: психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам разработка и внедрение психологических программ и проектов содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий содействие педагогическим работникам, родителям участие в комплексной психолого- педагогической экспертизе распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения
6 Основные направления деятельности педагога-психолога: - работа с учащимися; - работа с педагогическим коллективом школы; - работа с администрацией школы; - работа с родителями учащихся.
7 Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны: 1. Дошкольное образование ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. 2. Начальная школа определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей. 3. Основная школа сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. 4. Старшая школа помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
8 Модель психолого- педагогического сопровождения
9 Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения : Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности; Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
10 Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении; Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения :
11 Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования; Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
12 Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения : Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно- воспитательного процесса. Учитывая основные положения Федерального государственного стандарта приоритетными видами работы при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.
13 При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (их необходимо отразить в планировании): в каждой параллели ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения; коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида; - психологическое сопровождение одаренных детей- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся; психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ; сопровождение педагогов в аттестационный период; профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений; размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
14 Схема сопровождения периода адаптации Диагностический минимум по адаптации Углубленная диагностика, коррекционно – развивающая работа Консилиум Коррекционно – развивающая работа по адаптации Консилиум (проблемно-ориентированный семинар)
15 Диагностика УУД 5 класс Э. М. Александровская, Ст. Громбах «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) Тест на оценку сформированности навыков чтения(познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой Тест на оценку самостоятельности мышления. (Познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (Личностные УУД) Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова (Познавательные УУД) Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД) Личностный опросник Кеттелла в модификация Л. А.Ясюковой (регулятивные УУД)
16 Диагностика УУД 10 класс Экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения (М.В. Мотюхина); Методика диагностики уровня тревожности (Р. Кондаш, модификация А. Прихожан); Методика «Чувства к школе» Анкетирование педагогов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.