Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Ундакова
презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам "Имажинизм как литературное течение", "Имажинизм в творчестве С.Есенина"
1 Особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе) часть первая Автор презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 560 Санкт-Петербурга Васильева Марианна Анатольевна
2 Имажинизм (от фр. и англ. image образ) литературно- художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
3 Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман. Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова. Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным, те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами, вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича. Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман. Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова. Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным, те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами, вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича. Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. Москва, 1919 г.
4 Взгляды левого крыла вызывали возражения у Есенина. Против нападок на футуристов он не протестовал, но, естественно, не мог согласиться с такими строками декларации: «Тема, содержание - это слепая кишка искусства…» «Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейка из газет на картины…»
5 Однако, противоположные взгляды на поэзию, содержание и образ не мешали им долгое время жить дружно, хотя и яростно спорить друг с другом. Вот как описал в своих стихах А. Мариенгоф один из таких споров: Опять вино И нескончаемая лента Немеркнущих стихов. Есенин, с навыком степного пастуха Пасет столетья звонкой хворостиной. Чуть опаляя кровь и мозг, Жонглирует словами Шершеневич, И чудится, что меркнут канделябровые свечи, Когда взвивается ракетой парадокс. Под мариенгофским черным вымпелом На северный безгласный полюс Флот образов Сурово держит курс. И чопорен и строг словесный экипаж. Однако, противоположные взгляды на поэзию, содержание и образ не мешали им долгое время жить дружно, хотя и яростно спорить друг с другом. Вот как описал в своих стихах А. Мариенгоф один из таких споров: Опять вино И нескончаемая лента Немеркнущих стихов. Есенин, с навыком степного пастуха Пасет столетья звонкой хворостиной. Чуть опаляя кровь и мозг, Жонглирует словами Шершеневич, И чудится, что меркнут канделябровые свечи, Когда взвивается ракетой парадокс. Под мариенгофским черным вымпелом На северный безгласный полюс Флот образов Сурово держит курс. И чопорен и строг словесный экипаж. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов, Шеришевская.Фотография год
6 В гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников. Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
7 Вадим Габриэлевич Шершеневич (24 января (5 февраля) 1893, Казань 18 мая 1942,Барнаул) поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
8 В 1919 Шершеневич один из главных основателей группы имажинистов. В 1918 публикует одно из самых значительных своих произведений любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского. Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов. Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, как и у ранних футуристов, бурлескные образы, сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов.С формальной точки зрения акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма. В 1919 Шершеневич один из главных основателей группы имажинистов. В 1918 публикует одно из самых значительных своих произведений любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского. Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов. Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, как и у ранних футуристов, бурлескные образы, сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов.С формальной точки зрения акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма.
9 Анатолий Борисович Мариенгоф Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород 24 июня 1962, Ленинград) русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров.
10 Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным образом соединив названия некоторых поэтических сборников Мариенгофа , можно было бы определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой, нарочито-эпатажный характер этих названий. Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он, преодоленный (не первозданный) хаос верлибра». По его мнению, для описания ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и переход к более тонкой «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны, изощренный ритм стихов Мариенгофа зачастую сильно затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки». Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным образом соединив названия некоторых поэтических сборников Мариенгофа , можно было бы определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой, нарочито-эпатажный характер этих названий. Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он, преодоленный (не первозданный) хаос верлибра». По его мнению, для описания ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и переход к более тонкой «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны, изощренный ритм стихов Мариенгофа зачастую сильно затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки».
11 Нет никаких сомнений –Мариенгоф - друг Есенина. Более того, самая важная личность в жизни Есенина. Вражда поэтов была и, пожалуй, осталась общим местом «есенианы» определенного, почвеннического толка. Но есть куда больше оснований полагать, что дружба поэтов была предметом восхищения. О том, как они жили, как создавали «Эпоху Есенина и Мариенгофа» (название неизданного ими сборника), как ссорились и мирились, что вытворяли и как творили Мариенгоф однажды написал сам в «Романе без вранья». Нет никаких сомнений –Мариенгоф - друг Есенина. Более того, самая важная личность в жизни Есенина. Вражда поэтов была и, пожалуй, осталась общим местом «есенианы» определенного, почвеннического толка. Но есть куда больше оснований полагать, что дружба поэтов была предметом восхищения. О том, как они жили, как создавали «Эпоху Есенина и Мариенгофа» (название неизданного ими сборника), как ссорились и мирились, что вытворяли и как творили Мариенгоф однажды написал сам в «Романе без вранья».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.