Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Узлов
презентация и конспект к уроку в 9 класса
1 Тема: «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез». Ефимова Наталия Валерьевна,.
2 План урока: 1. эмбриональный период 2. постэмбриональный период 3. воздействие факторов окружающей среды на развивающийся зародыш
3 ОПРОС: Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток? Как вы думаете, почему размножение получило большее распространение в природе в сравнении с бесполым размножением? Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием? Что такое оплодотворение и каков его результат? Какой набор хромосом имеет зигота?
4 Что это за процесс ? Где и когда он протекает? Каково его значение? Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток
6 Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональный период. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период.
7 Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. 1 - понятие об онтогенезе Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) Бесполое (участвует 1 особь) 1. Фрагментация 2. Вегетативное размножение 3. Почкование 4. Спорообразование 5. Шизогония 6. Полиэмбриония 7. Клонирование Из одной клетки (инициальной). При бесполом размножении организм может развиться: Из частей материнского организма Организм на ранних этапах развития называется зачатком.
8 2-Исторические сведения В вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
9 Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Мюллер Северцев Шмальгаузен Бэр Дарвин Геккель
10 3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.
11 4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха
12 Цикл развития папоротника Цикл развития голосеменного растения
13 Цикл развития покрытосеменного растения
14 У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных
15 Развитие червей
16 РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО РАЗВИТИЕ РЫБЫ РАЗВИТИЕ БАБОЧКИ
17 Развитие пресмыкающегося
18 Развитие птицы
19 Развитие млекопитающего
20 5 – эмбриональный период Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. ) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов : дробления, гаструляции и органогенеза.
21 Стадии эмбриогенеза : - Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде.у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии, что говорит об общности происхождения.
22 6 – влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды
23 Воздействие радиации
24 Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов
25 Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не употреблять алкогольные напитки; Не курить; Не принимать наркотические средства; Полноценно питаться; Заниматься спортом.
26 7 – постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ ( С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ) ПРЯМОЕ ( БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ )
27 Закрепление пройденного материала 1. Что такое онтогенез? 2. Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов? 3. Какой период онтогенеза называют эмбриональным? 4. Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза? 5. В чем преимущество непрямого развития? 6. Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?
28 7. Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенеза К какому типу развития относится этот жизненный цикл?
29 Задание на дом : 1. Изучить § 3.4. учебника. 2. Выполнить задания в конце параграфа. 3. Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.