Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Тимкова
2 1)Введение 2)Философия сынтоизма 3)История сынтоизма 4)Мифология сынтоизма 5)Формы сынтоизма 6)Культ сынтоизма 7)Синтоизм в современной Японии 8)Синтоизм за пределами Японии
3 Синтоизм традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Само название религии " сынто " состоит из двух иероглифов : " сын " и " то ". Первый переводится как " божество " и имеет ещё другое прочтение - " коми ", а второй означает " путь ". Таким образом, дословный перевод " сынто "- " путь богов ". Синто - языческая религия. Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. Она возникла в результате объединения верований, распространённых в отдельных местностях Японии и связан с божествами - предкоми императорского дома.
4 В сынто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм, фетишизм. В отличие от многих других религий сынто не может назвать своего конкретного основателя - человека или божество. В этой религии вообще отсутствуют какие - либо чёткие различия между людьми и коми. Люди, согласно сынто, произошли непосредственно от коми, живут с ними в одном мире и могут переходить в разряд коми после смерти. Поэтому не обещает спасения в каком - то другом мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.
5 Основа сынто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность коми. Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым, священном месте или явлении природы. Некоторые коми являются духами местности или определённых природных объектов, другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омикоми. Почитаются коми покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитникоми своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.
7 Главным духовным принципом сынто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям сынто, мир единая естественная среда, где коми, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. В сынто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступкоми.
8 Понятия сынто о добре и зле существенно отличаются от европейских. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути коми считается естественной и не делает кого - то из противников безусловно « хорошим », другого безусловно « плохим ». В древнем сынтоизме добро и зло обозначались терминами ёси и аси, смысл которых не духовный абсолют, а наличие или отсутствие практической ценности. В этом смысле сынто понимает добро и зло по сей день оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.
9 Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения сынто : 1) экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств, 2) зарождение сынто на Японских островах. Анимистические верования типичны для всех известных культур на определённой стадии развития, но из всех сколько - нибудь крупных и цивилизованных государств лишь в Японии они не были забыты со временем, а стали, основой государственной религии.
10 Становление сынто как национальной и государственной религии относят к периоду 7-8 веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения сынто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине оказалась богиня Солнца Аматэрасу, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов « Тайхорё » утвердил это положение и учредил дзингикан административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.
11 Богиня Солнца Аматэрасу Свод законов « Тайхорё »
12 Императрица Гэммэй велела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу в 712 г. создается хроника « Записи о деяниях древности », а в 720 г. « Анналы Японии ». Эти мифологические своды стали основными в сынто, некоторым подобием священного писания. В 947 г. появился свод « Энгисики », содержащий подробное изложение порядка проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. В 1087 был утверждён официальный список государственных храмов. Государственные храмы были разделены на три группы : в первую входили семь святилищ, непосредственно связанные с богами императорской династии, во вторую семь храмов, имеющих наибольшее значение с точки зрения истории и мифологии, в третью восемь храмов наиболее влиятельных клановых и местных богов.
14 Уже первоначальное объединение сынтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма. Сначала коми были объявлены покровителями буддизма. На территории храмовых комплексов сынто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, и читались буддийские сутры. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с 9 века. В это время в сынтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах сынто стали появляться изображения будд, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов. Появились смешанные сынто - буддийские учения, санно - сынто и рабу - сынто, рассматривающие коми как проявления буддийского Вайрочаны, то есть первичны будды, а коми их японские воплощения.
15 С 13 века существовали движения утверждающие именно сынтоистских божеств в главенствующей роли. Так, учение Юи - игу, Канэмото Ёсида, провозгласило лозунг : « Ками первичен, Будда вторичен ». Появившийся в тот же период сынтоизм Исэ также, относясь к буддизму терпимо, настаивал на первичности сынтоистских ценностей, прежде всего искренности и простоты. Позднее на основе этих и нескольких других школ сформировался « чистый » сынтоизм Возрождения, наиболее выдающимся представителем которого считается Мотоори Норинага ( ) и Хирата Ацутанэ ( ).
16 Мотоори Норинага ( ) Хирата Ацутанэ ( ).
17 Буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 г., сынтоизм не исчез, и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Большинство населения Японии продолжало исповедовать сынто. В веках под воздействием трудов многих теоретиков, сложилось учение кокутай. Согласно этому учению, коми живут во всех японцах и действуют через них. Император живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Все храмы сынто были объединены в единую систему с чёткой иерархией : высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь храм Исэ. Когда в 1882 г в Японии была установлена свобода вероисповедания, сынто, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Государственный статус сынто утратило в 1947 г. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.
19 Основными источникоми мифологии сынтоизма являются сборники « Кодзики » и « Нихонги ». В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся устно из поколения в поколение. События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую « эру богов » промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. По окончании эры богов наступает эра правления императоров потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Первые истории рассказывают о возникновении мира. Мир первоначально пребывал в состоянии хаоса. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама - но хара и острова Акигусима. Тогда же возникли первые боги, а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.
21 Очень показательной для понимания сынто является история Идзанаги и Идзанами. Они создали остров Онногоро и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество коми, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые коми. Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления сынто о жизни и смерти : смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.
23 Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество коми. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба.
24 Аматерасу Сусаноо
25 Мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные сюжеты. Все они рассказывают о борьбе коми друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги - Иварэхико, предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф один из немногих, имеющих датировку, он относит к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее 3 века н. э.
26 Храмовый сынтоизм Синтоизм император ского двора Государственный сынтоизм Сектантский сынтоизм Народный и домашний сынтоизм
27 Наиболее распространённая из форм сынтоизма. Храмы в честь различных коми начали возводить с самого появления сынтоизма. К началу 20 века число храмов достигло , однако в настоящее время в Японии насчитывается около сынтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами сынтоизма общеяпонского уровня, но большинство относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным коми. При храме имеется священник, проводящий обряды, возможно, некоторое количество постоянных служителей. В малых храмах всю работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем состоянии и проведением храмовых праздников и богослужений, выполняют сами прихожане.
29 Существует ряд сынтоистских церемоний, проводящихся исключительно в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца. Центральный императорский храм Касико - докоро, посвящённый мифологической прародительнице императорской семьи. Согласно мифам, Ниниги - но - микото, внук Аматэрасу, получил в дар священное зеркало, символизирующее дух Аматэрасу. Зеркало впоследствии было помещено в храме Исэ, а его точная копия в храме Касико - докоро. Второй императорский храм Корэи - дэн, в котором, как считается, обрели покой духи императоров. Третий храм Син - дэн, посвящён всем без исключения коми, небесным и земным.
30 Касико - докоро Корэи - дэн Син - дэн
31 В 1871 г. храмы получили статус государственных учреждений, были организованы в иерархическую систему в соответствии со степенью их близости императорскому дому и поступили под прямое государственное управление. Священнослужители стали государственными служащими, деятельность которых контролировалась департаментом. Лишь в храмах, которые не вошли в государственную систему, передача по наследству сохранилась. В 1872 г. была национализирована вся собственность монастырей. В 1875 г. на основе сборника « Энгисики » был утверждён официальный перечень ритуалов и церемоний для храмов всех уровней. Государственный сынтоизм просуществовал до 1945 г.
32 В период становления государственного сынтоизма в Японии некоторые сынтоистские общины не вошли в официальную государственную систему религиозного управления и остались существовать обособленно. Эти общины получили официальное наименование « секты ». В предвоенной Японии таких сект насчитывалось тринадцать. Сектантский в целом отличался упором на принципы нравственного очищения, обожествлением гор, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних сынтоистских обрядов.
33 Личная вера в коми и следование сынтоистским традициям в повседневной жизни, не обязательно связанные с регулярным посещением храмов и молитвами, характерны для достаточно большого числа жителей Японии. Совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных сынтоистских организаций, называют иногда « народным сынтоизмом ». Народный сынтоизм достаточно условное понятие, в нём невозможно чётко отделить собственно религиозную составляющую от общекультурной. Под « домашним сынтоизмом » понимают постоянную практику совершения человеком сынтоистских обрядов дома, у домашнего алтаря комидана.
34 Основные ритуалы Священнослужители Моление в храме Синто и смерть Мацури Домашнее моление Домашний алтарь Приходы Храмы
35 Храм место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана. Большинство святилищ посвящаются одному определённому коми. Святилища богов сынто регулярно обновляются и перестраиваются. Храмовый комплекс состоит из двух или более строений. Главное здание хондэн, предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится сынтай « тело коми », предмет, в который вселяется дух коми.
36 Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храм может входить сынсэндзё помещение для приготовления священной пищи, хараидзё место для заклинаний, кагурадэн сцена для танцев. Архитектура храмов разнообразна, хотя существует несколько традиционных стилей. Во всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы, поддерживающие крышу. Пол главных храмовых зданий всегда приподнят над землёй. Традиционно храмы строились из дерева.
38 Понятия прихода в сынтоизме нет. Вокруг большинства местных храмов имеется более или менее крупная община, в значительной мере берущая на себя содержание храма и участвующая в богослужениях и праздниках в нём. Существует несколько храмов, имеющих всеяпонское значение, их приходом является, фактически, вся Япония. Это, прежде всего, Великий Храм в Исэ, Мэйдзи и Ясукуни в Токио, Хэйан в Киото и Храм Дадзайфу в провинции Фукуока. Также всеяпонскими, не имеющими прихода, считаются местные храмы, если они посвящены какой - либо исторической личности, знаменитости или воинам, павшим на войне.
39 Для домашнего вознесения молитвы верующий, может устроить маленький личный храм, но для домашнего богослужения устраивается комидана домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную веткоми сосны или священного дерева сакаки. На комидана ставят талисманы либо просто таблички с именами божеств. В центре должен помещаться талисман из храма Исэ, по бокам от которого располагаются талисманы прочих божеств. При наличии достаточного места для талисманов в честь умерших родных может быть сделана отдельная полочка.
40 В основе сынтоистского культа лежит почитание коми. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и коми. коми Система культовой обрядности включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах, порядок индивидуальной молитвы дома. Основные четыре ритуала сынто очищение ( хараи ), жертвоприношение ( сынсэн ), молитва ( норито ) и символическая трапеза ( наораи ).
41 Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает в ладонь воду и ополаскивает рот, после чего наливает воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым. Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью.
42 Верующий должен подносить коми подарки для укрепления связи с коми. В качестве подношений используются различные, но всегда простые предметы и продукты питания. Приношения могут быть съедобными. Ками, покровительствующему определённым ремёслам, могут жертвоваться предметы производства. В качестве особого пожертвования прихожанин может, как уже упоминалось, пожертвовать храму тории. Дары прихожан собираются священникоми и используются, смотря по их содержимому. Растения и предметы могут применяться для украшения храма, деньги идут на его содержание, съедобные приношения могут частью съедаться семьями священников. Если храму жертвуют особенно много рисовых лепёшек, то они могут раздаваться прихожанам или просто всем желающим. Храм тории
43 Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком и коми. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а также когда, верующий делает храму подношение и заказывает отдельную церемонию. Церемонии заказываются для того, чтобы почтить коми в лично важный день : в честь благоприятного события или завершения какого - либо большого и важного дела. В подобных случаях заказчик и сопровождающие его лица, придя в храм, совершают обряд хараи, после чего приглашаются служителем в хайден, где проводится церемония. Священник зачитывает вслух ритуальную молитву.
45 Домашнее моление проводится перед комидана. Перед совершением молитвы комидана прибирается и протирается. По дням, связанным с поминовением умерших родных, на комидана могут помещаться предметы, которые имели важное значение для умершего. Приведя себя в порядок, верующий встаёт напротив комидана, совершает один короткий поклон, затем два глубоких, затем делает несколько хлопков в ладоши для привлечения коми, молится мысленно, сложив ладони перед собой, после чего снова кланяется два раза глубоко, делает ещё один неглубокий поклон и отходит от алтаря. Те члены семьи, кто более серьёзно относится к религиозным традициям, подходят к алтарю и некоторое время стоят перед ним в молчании, склонив голову, свидетельствуя о своём уважении к коми и духам предков.
46 Перед тем, как войти на территорию храма, верующий должен привести себя в подобающее состояние. Согласно представлениям сынто, смерть, болезнь и кровь нарушают чистоту. Поэтому больные, страдающие от ран, а также пребывающие в скорби не могут посещать храм и участвовать в религиозных церемониях. Далее должно быть место для совершения обряда хараи символического очищения. Затем верующий отправляется к хондэну. В стоящий перед алтарём ящик он бросает монету. Затем, встав перед алтарём, верующий кланяется, несколько раз хлопает в ладоши, после чего молится. Индивидуальные молитвы не имеют установленных форм и текстов. После завершения молитвы верующий совершает поклон и отходит от алтаря.
47 Особой частью сынтоистского культа являются праздники мацури. Они устраиваются раз или два в год и связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, приведшие к его созданию. В подготовке и проведении мацури участвует много людей. Собирают пожертвования, обращаются к поддержке других храмов и используют помощь молодых участников. Храм убирают и украшают веткоми дерева сакаки. В больших храмах часть времени отводится для исполнения священных танцев « кагура ». Центральным моментом празднования является вынос « о - микоси », паланкина, представляющего уменьшенное изображение святилища. В украшенный « о - микоси » помещается какой - либо символический предмет. Считается, что в процессе переноса паланкина в него переселяется коми и освящает всех участников церемонии и пришедших на празднование.
48 Дерево сакаки « о - микоси »
50 Священники сынто именуются каннуси. Каннуси разделяются на три разряда : священнослужители высшего ранга главные священники, называются гудзи, священники второго и третьего рангов, соответственно, нэги и гонэги. Помимо каннуси, в ритуалах сынто могут принимать участие помощницы каннуси мико. каннуси В крупных храмах служит несколько каннуси. В маленьких святилищах, на несколько храмов может приходиться всего один каннуси. Ритуальное облачение каннуси состоит из белого кимоно, штанов - хакама и чёрной шапочки эбоси. На ноги надевают белые традиционные японские носки таби. Облачению священнослужителей не приписывается какого - либо символического значения. Надевают его только для религиозных церемоний, в обычной жизни каннуси носят обыкновенную одежду.
51 Смерть, болезнь, кровь, по представлениям сынто это несчастье, но не скверна. Смерть, ранение или болезнь нарушают чистоту тела и души. Верующий, который болен, страдает или недавно пережил смерть родных, не должен участвовать в богослужении в храме и храмовых праздниках. Также священник не может проводить богослужение или участвовать в храмовом празднике, если он болен, ранен или накануне перенёс смерть близких или пожар. Из - за отношения к смерти как к тому, что несовместимо с активным общением с коми, традиционно сынтоистские священники не производили погребальных церемоний в храмах и, тем более, не хоронили на территории храмов умерших. Кроме того, сынтоистские представления о том, что духи умерших оберегают живых и, по крайней мере, периодически пребывают в человеческом мире, привели к появлению традиций сооружения красивых надгробий на могилах умерших, а также традиций посещения могил предков и принесения на могилы подношений.
52 Современный храмовый сынтоизм, декларирует принципы терпимости и дружелюбия по отношению ко всем другим религиям. На практике взаимодействие сынтоистских организаций с другими церквями действительно имеет место. Ассоциация сынтоистских храмов входит в Лигу японских религий, Японскую буддийскую федерацию, Федерацию сынтоистских сект, Комитет христианских объединений и Союз новых религиозных организаций Японии. Для поддержки взаимодействия со всеми японскими религиозными объединениями существует Японский совет межрелигиозного взаимодействия.
53 Синто является глубоко национальной японской религией. В настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции сынто в качестве культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию : с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны сынтоизмом, с другой лишь немногие из японцев считают себя приверженцами сынто. В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч сынтоистских храмов и два университета сынто, где готовят сынтоистских священнослужителей. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники сынто проходят очень красочно, сопровождаются, факельными шествиями, фейерверкоми, костюмированными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже нерелигиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.
54 Несмотря на то, что сынто - глубоко национальная религия, есть небольшое число последователей этой религии за пределами Японии. Они разбросаны по всему миру, и в большинстве своём являются выходцами из Японии или этническими японцами. В то же время есть некоторое количество этнических не - японцев, живущих за пределами Японии, исповедующих сынто. В последние десятилетия появилось даже несколько сынтоистских священников не - японцев, самый известный из которых Коити Бэрриш. Основную сложность для последователей сынто за пределами Японии являются отсутствие храмов и крайне консервативные основы самой религии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.