Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКсения Синдимирова
1 Налоговый учет резервов по сомнительным долгам
2 Сомнительный долг – это дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. - это один из методов оценки активов и имущества организации. Резервирование
3 При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от N /316 «О сомнительном долге организации»). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков); резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации; величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
4 Для анализа финансового состояния организаций существуют общепринятые методики в частности, расчет коэффициентов коэффициент автономии (финансовой независимости); коэффициент соотношения заемных и собственных средств коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования и др. Однако не всегда необходимая информация может быть доступна организации – кредитору. Следовательно, не всегда можно достоверно определить финансовое состояние (платежеспособность) должника. Что касается оценки вероятности погашения долга, то данная процедура в нормативных документах не прописана.
5 Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент оценка вероятности погашения долга зависит от профессиональном суждении главного бухгалтера (носит субъективный характер); от организации системы расчетов с покупателями продукции, заказчиками работ и услуг. Например, если организация работает с покупателями исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, то необходимости в создании резерва по сомнительным долгам не возникнет вообще.
6 Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике. Например, в учетной политике может быть предусмотрено, что резерв формируется в размере величины возможных потерь (убытков) вследствие неоплаты дебиторской задолженности на отчетную дату. При таком подходе сумма резерва равна сумме неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.
7 Мнение контролирующих органов По мнению контролирующих органов, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть предусмотрен учетной политикой и не может изменяться в течение года (налогового периода). Кроме того, формирование резерва по сомнительным долгам по итогам отчетного периода Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Следует отметить, что позиция контролирующих органов не является однозначной. В Письме от N /1/597, Минфин РФ разъясняет, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода.
8 Порядок формирования резерва по сомнительным долгам прописан в ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает следующие этапы 1) поведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, в котором принято решение о создании резерва; 2) определение долгов, по которым может быть создан резерв; 3) расчет суммы отчислений в резерв; 4) использование резерва. В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете используются данные инвентаризации, проводимой в установленном порядке
9 При расчете резерва принимаются долги только долги, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При расчете резерва не принимаются долги задолженность по выплате штрафных санкций; задолженность по займам. Дебиторская задолженность учитывается в размере, предъявленном продавцом покупателям, в том числе с учетом НДС.
10 Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения Срок возникновения сомнительной задолженности Сумма, в которой задолженность включается в резерв Более 90 дней 100% От 45 до 90 дней 50% Менее 45 дней Не увеличивает сумму резерва Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности. При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
11 Периодичность создания резерва ежеквартально; ежемесячно. Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, установленного для исчисления и уплаты налога на прибыль: месяц или квартал.
12 Использование резерва Учет безнадежных долгов Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Если налогоплательщик формирует в налоговом учете резервы по сомнительным долгам, то в случае, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они списываются за счет резерва, а не признаются убытками, принимаемыми для целей налогообложения
13 Использование резерва Учет резерва, использованного не полностью Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианты действий налогоплательщика в случае, если в отчетном (налоговом) периоде резерв использован не полностью (конкретный порядок следует прописать в учетной политике). Данный вывод основан на нормах пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик сумму резерва, не полностью использованную на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносит на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода 1 вариант
14 1) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. 2) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. 2 вариант Налогоплательщик не переносит остаток неиспользованного резерва на следующие отчетные (налоговые) периоды. В этом случае на конец отчетного (налогового) периода сумма неиспользованного резерва восстанавливается и отражается в составе внереализационных доходов на основании пункта 7 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Сумма вновь создаваемого резерва не корректируется.
15 Обратите внимание, что до настоящего момента нет полной ясности и в вопросе, следует ли подвергать ограничению (10% от выручки) суммы резерва, которые переносятся на следующий отчетный период (1 вариант). Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода. Как разъясняется в Письме от /2/245, совокупная сумма перенесенного и вновь созданного резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.