Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Штырина
1 Требования к современному уроку (По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку») Аникина Т.Н., методист отдела содержания образования МОУ ЦПК г. Вологды
2 Адаптация учащегося к реалиям сегодняшнего дня Адаптация учащегося к реалиям сегодняшнего дня Воспитание общечеловеческих ценностей Воспитание общечеловеческих ценностей Привитие ученику навыков самообразования, творческого использования полученных знаний Основные задачи современного образования
3 Основная роль – управлять процессом учения Основная роль – управлять процессом учения Создавать Создавать условия для саморазвития ученика Создавать Создавать условия для саморазвития ученика Требования к учителю Владеть большим количеством технологий Владеть большим количеством технологий Хороший учитель обладает особым зрением: он видит, как растут крылья у его детей
4 Современный урок «Урок как форму организации обучения придумал Ян Амос Коменский ещё четыреста лет назад. Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя… Колесо ещё древнее. Но попробуйте без него обойтись». Евгений Александрович Ямбург, Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования 109 г. Москвы.
5 Оптимально выбранные технологии Урок должен быть проблемно-поисковый, познавательно-развивающий Основа урока – деятельность ученика Самореализация каждого ученика Опора на принцип успешности Создание мотивации Изменение форм деятельности в течение урока Информационно-коммуникативные технологии – требование времени Требования к современному уроку:
6 Генезис (происхождение) совокупности требований к современному уроку в хх столетии Впервые в советской педагогике требования к уроку были специально обобщены в книге А.П. Красильникова «Что такое хороший урок» (1928 г.). В статье И.Н. Казанцева «Требования к уроку в советской школе» (1936) было сформулировано восемь требований к уроку. В книге И.Н. Казанцева «Урок в советской школе» (1956) требования к уроку были развёрнуты и опредмечены. в годы опубликовали по проблеме требований к уроку монографии и методические рекомендации Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Онищук, И.Я. Лернер. Осознать, в чём современность нынешних методических требований к уроку, можно только в сравнении с аналогичными требованиями, предъявляемыми к урокам в прежнее время, и в сравнении с недостатками, ошибками, имеющимися в массовой практике.
7 Поурочные планы - Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков. + Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков. - недостаток сложившейся практики урока в школе; + методические требования к современному уроку Методические требования к современному уроку – уроку 21 века
8 - Шаблонная структура урока (комбинированный урок при одном и том же наборе структурных частей). (оргмомент, проверка дом. задания, опрос, объяснение нового материала, его закрепление, новое домашнее задание +! Знание учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела. Цель определяет тип урока: цель урока тип урока структура урока расход времени на различных этапах урока
9 Отбор содержания - Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, необоснованное стремление отойти от учебника, отношение к ребёнку, как к безразмерной ёмкости. +! Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
10 воспитание -Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения. Каждый урок (и все уроки в совокупности) являются существенной частью воспитательной системы школы) +! Спланированная деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитание в процессе обучения.
11 -Отсутствие продумывания ценностных оснований отобранного для урока учебного материала Необходимо использовать учебный материал для формулировки тех или иных ценностей, если материал урока такую возможность учителю предоставляет +! Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала Ценности передаются через отношение учителя к детям, к своей работе, к преподаваемому предмету
12 - Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. +! О боснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
13 -Неоправданное стремление к игровым формам урока. Урок хоть немного, хоть чуть-чуть должен еще и обучать +! Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей
14 - Недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны. +! Сочетание обще классных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.
15 -Игнорирование межпредметных связей. (Межпредметной координации учебного материала) +! Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.
16 - Оторванность теоретических знаний от их использования, недостаточное внимание к применению знаний. +! Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков.
17 - Отсутствие на уроке упражнений по использованию знаний в изменённых обстоятельствах. +! Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично новой (измененной) или полностью незнакомой ситуации.
18 - Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или использование одной, якобы универсальной по отношению ко всем учащимся. +! Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам и группам учащихся.
19 - Игнорирование возможностей компьютерного обучения по всем предметам. +! Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии.
20 Домашние задания - Традиционный подход к формулированию домашних заданий учащимся: всем одно и тоже, без дифференциации, без оценки времени на его выполнение. +! Дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими и т.д.
21 -Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объёма и степени сложности учебного материала). Менять не степень сложности, а степень подсказки! +! Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки к предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).
22 Каким способом указание алгоритма решения; приведение аналогичной задачи; предложить выполнить вспомогательное задание; расчленение сложной задачи на ряд элементарных; постановка наводящих вопросов; указание правил, на основе которых выполняется задание; предупреждение о типичных ошибках; указание ошибок.
23 Мотивация учащихся - Пассивность значительной части школьников в учебном процессе. +! Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы ХХI века.
24 Самостоятельность учащихся - Отношение к ученикам на уроке только как к объектам педагогического воздействия, что приводит к полной утрате самостоятельности школьников в учебном процессе и, в конечном счёте, к невозможности достичь оптимальных результатов обучения, воспитания и развития детей. +! Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении.
25 Общение с учащимися -недооценка благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в процессе обучения +! Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника
26 - Отсутствие элементов артистизма учителя в проведении урока. +! Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.
27 гибкость - Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план урока полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, слабый учёт реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов. +! Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительно продуманных учителем.
28 рефлексия - Эпизодический (нерегулярный) анализ результатов. +! Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.
29 - Систематическая перегрузка учащихся за счёт разных факторов. +! Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.
30 «Пирамида обучаемости» Лекция-монолог учителя 5% Самостоятельное чтение 10% Аудио-видео обучение 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа (обсуждение материала в малой группе) 50% Практика в процессе деятельности 75% Взаимообучение (ученик обучает ученика) 90%
31 критические точки усвояемости время 1- 4 мин 5-23 мин мин мин усвояемость 60%80%45-60%6%
32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.