Что делать с комплексом образовательных реформ в постсоциалистических странах: Роль НПО Ивета Силова, Д-р философии. Центр инноваций в образовании Баку, Азербайджан
Контекст НПО стали важной силой в области развития образования во всем регионе, выполняя важнейшую функцию в –Информировании государства об интересах граждан –Контроле за действиями государства –дополнении или замене более несуществующих государственных услуг В то же время, НПО воспринимаются как проблемные организации, которые –Стремятся к проведению фундаментальных реформ, но при этом финансируются донорами, которые требуют быстрых результатов –стремятся придать демократический характер процессу развития, но при этом лишены права официально участвовать в политике
Обоснование НПО в Центральной Азии, на Кавказе и в Монголии Общее прошлое (система образования советского типа) Авторитарные правительства с жесткой системой контроля Общее будущее –снижение государственных затрат на образование –Больше работы по поиску источников доходов, включая более активное участие частного сектора
Роль образовательных НПО реагирование НПО на образовательные реформы в условиях, которые во всем регионе являются поразительно схожими их уникальный набор стратегий построения открытого общества путем осуществления инициатив по реформированию образования в условиях централизованных, а иногда и авторитарных контекстов роль ИОО как одной из крупнейших, если не крупнейшей, неправительственной организации и национального участника в сфере образовательной реформы.
Комплекс постсоциалистических образовательных реформ Комплекс реформ Анализы сектора образования являются –Поразительно схожими в разных странах региона (несмотря на значительные культурные/контекстуальные различия) –Диагностическими (медицинский язык) –Предписывающими (комплекс реформ)
Характерные особенности комплекса реформ Продление срока обучения: с 10 до 11 или 12 лет школьного обучения/отсутствие внимания к дошкольному образованию Образование, основанное на стандартах или результатах; сокращение числа предметов/групп предметов (введение английского языка и ИКТ) Децентрализация финансирования и управления образованием; Рационализация образовательных структур (концентрация школ, создание больших школ) Вовлечение частного сектора в высшее образование Право выбора: например, ваучеры в повышении квалификации учителей Стандартизация экзаменов – на всех уровнях
Реакция НПО на этот комплекс НПО как инструмент реализации, осуществляющий стратегии образовательного сектора (НПО как продолжение функции государства); НПО как инструментом коррекции осуществляемых реформ, выступающий за изменение или дополнение стратегии в секторе образования (НПО как активные сторонники изменений ); НПО как инициаторы новых реформ, не получивших достаточного внимания в стратегии сектора образования (НПО как конструкторы реформ).
Реакция НПО В различные периоды времени образовательные НПО выступали во всех трех ипостасях либо одновременно, либо последовательно Однако очень часто сети ИОО создавали параллельную систему или альтернативы комплексу постсоциалистических реформ, а также осуществляли инициативы в областях, которым в рамках ведущихся реформ не уделялось достаточно внимания (мега-проекты) Тесные взаимоотношения с государственными структурами (например, министерствами образования)
Стратегии НПО Экспериментальная апробация новых инициатив (передовой практики) Изменения изнутри (создание потенциала политиков) Создание параллельных или альтернативных структур (вне государственных структур) Включение деятельности ИОО в рамки существующей системы, не настаивая на упоминании роли сети ИОО или ее заслуг Избирательное предоставление инициатив по осуществлению образовательных реформ Передача потенциала от ИОО государству (когда бывшие работники ИОО выступают в роли консультантов правительства или других доноров)