Установить связь между музыкой и математикой
Изучить литературу по теме: «Музыка и математика». Выявить общие элементы между математикой и музыкой. Описать найденную связь. Используя полученные данные, произвести исследование дат рождений одноклассников с точки зрения музыкальных аккордов. Систематизировать информацию. Сформулировать вывод.
Древнегреческий философ Пифагор один из самых первых установил связь между музыкой и математикой, создал учение о звуке, изучал философскую и математическую стороны звука, пытался связать музыку с астрономией. Пифагор (ок до н. э.)
Ритм в музыке Ритм в музыке Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ритм – чередование длительностей. Ритм в математике Ритм в математике Ритмы можно обнаружить и среди чисел. Например, период получившейся десятичной дроби можно считать её ритмом, который отличается необыкновенной правильностью: ( )
Даты рождения : Даша Лымарева – Костя Тер-Матевосян Клим Гаврилов – Илья Бердюков – Никита Мушкатин – Сергей Лопухов – Денис Ильин – Максим Андреев – Петя Романов – Алина Пестерева – Алсу Макаш – Милена Просветова – Родя Патлис – Артем Борисенко – Настя Маркова – Иван Борщёв – Переложим даты на ноты. Каждой ноте присвоим номер ступени: до – 0, ре -1, ми – 2, фа – 3, соль – 4, ля – 5, си – 6, до – 7, ре – 8, ми – 9. Для упрощения полученных аккордов, исключим повторяющиеся цифры годов рождения у всех, т.е. 2, 0, 0.
+ Аккорды бывают созвучными, называется консонанс, назначим их знаком + и несозвучными, называется диссонанс, назначим их знаком – Даша Лымарева – до-фа-до-ре-до + консонанс Артем Борисенко – до-фа-ре-до-до + консонанс Милена Просветова – до-ля-до-ре-до + консонанс Алина Пестерева – до-ре-до-фа-ре + консонанс Максим Андреев – ми-ля-до-фа-ре – диссонанс Сергей Лопухов – ми-ми-ре-ре-до + консонанс Илья Бердюков – ре-си-до-ля-до – диссонанс Костя Тер-Матевосян – ми-ми-до-ре-ре + консонанс Клим Гаврилов – ми-до-до-фа-до – диссонанс Никита Мушкатин – ре-ре-до-ре-ре – диссонанс Денис Ильин – ми-ля-до-фа-до + консонанс Петя Романов – ми-соль-до-фа-до + консонанс Алсу Макаш – ми-ля-до-ре-до + консонанс Родя Патлис – ми-ля-до-ре-ре + консонанс Настя Маркова – ми-до-до-ля-до + консонанс Иван Борщёв – ми-ля-до-ре-до + консонанс Богдан Хохлов – до-до-до-ре-до - диссонанс
Таким образом, ребята по звучанию разделились на две группы. 1 группа – консонанс: 2 группа - диссонанс: Даша Лымарева – музыка Максим Андреев – спортивные танцы Артем Борисенко – спорт Илья Бердюков – техника Милена Просветова – пение Клим Гаврилов – спорт Алина Пестерева – танцы Никита Мушкатин – математика Богдан Хохлов - ничем Сергей Лопухов – спорт, естественные науки Костя Тер-Матевосян – музыка Иван Борщёв – спорт, настольный теннис Алсу Макаш – пение Родя Патлис – театральное творчество Настя Маркова – музыка, танцы Денис Ильин – точные науки Петя Романов – компьютер В первой группе, где аккорды созвучны, оказалось большинство ребят с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются танцами, музыкой, другие театром и пением. Данная группа ребят обладает творческими способностями, косвенно или напрямую связана с музыкой. Во второй группе, где аккорды звучали несозвучно, большинство ребят занимаются спортом и увлекаются техникой и математикой. В обеих группах есть исключения, подтверждающие правило.
По результатам данной исследовательской работы было выявлено: математику и музыку объединяют такие понятия, как ритм, целая и дроби числовой ряд дат рождений отражает в себе музыку, аккорды, с разным звучанием и, как следствие, имеет связь с наклонностями и увлечениями человека. Таким образом, математика и музыка соединены и обогащены друг другом. Последнее достижение их союза – весьма популярная и стремительно развивающаяся электронная музыка.
Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс Музыкальный энциклопедический словарь Хорошо темперированный клавир: Ноты произведений на International Music Score Library Project Интернет ресурсы: