Тенденции и темы образования взрослых в Европе Результаты исследования EAEA Август 2006
Контекст исследования Новая европейская образовательная политика Making a European Area of Lifelong Learning a Reality EAEA как головная ассоциация по образованию взрослых Факторы, имеющие значение для образования взрослых в Европе: – Отсутствующие естественные ресурсы – Определенное общественное развитие Цель : ведущая роль EС в мире в образовании взрослых
5 ключевых тем Законодательство, финансовое обеспечение и политика Доступность и социальные вопросы Динамика населения Европейский масштаб Глобальный вызов
Законодательство, финансовое обеспечение, политика (Почти) везде отсутствует система в законодательстве Существуют положения, регулирующие: – финансирование организаторов и слушателей программ – признание документов о прохождении программ Политические дебаты: – о путях и размерах финансирования – о стимулировании спроса среди населения, удаленного от образования – о более гибких программах Рекомендация: Сохранение многообразия при одновременной пропаганде преимуществ и необходимости поддержки образования взрослых
Доступность и социальные вопросы Очень разное участие в образовании взрослых, зависящее от – уровня образования – возраста – социального положения – города/ страны – этнической принадлежности Препятствия: наряду с объективными причинами (время/ деньги) прежде всего социальная среда и негативный опыт Что делать? – Мотивация и «создание культуры обучения», организация консультаций – многообразие форм обучения – Создание программ, ориентированных на особые целевые группы – Качество Рекомендация: сохранение многообразия при одновременной пропаганде преимуществ и необходимости поддержки образования взрослых
Динамика населения Стареющее население – Проблемы: стареющие работники, снижение участия в образовании взрослых – Вызовы образованию взрослых: Мотивация Использование запаса знаний пожилых Новое, самостоятельно организуемое обучение Разнообразие предлагаемых программ (Диалог поколений) Мигранты – Ориентация на профессиональные навыки – Интеграция (как активность мигрантов) – Взаимодействие (как активность местного населения и мигрантов)
Европейский масштаб Обеспечение качества: Европа поддерживает национальную политику Признание результатов обучения в рамках ЕС – EQFи другие системы сертифицирования – Признание также неформальных результатов обучения Ключевые квалификации (определение и гармонизация) Укрепление гражданского образования Децентрализация предлагаемых программ Поддержка изучения образования как задача ЕС Социальная поддержка и повышение квалификации специалистов образования взрослых
Глобальный вызов Образование взрослых для укрепления все более сомнительной роли Европы Образование взрослых как вклад Европы в мировое развитие: – в политике соседства – в сотрудничестве по развитию
Что хочет Институт ? Новая концепция министерства - Россия не является развивающейся страной - Концепция «страна-якорь» Акцент на институциональном развитии - Лоббирование и законодательная база - Сетевое сотрудничество - Подготовка андрагогов Поиск дополнительных источников финансирования
Большое спасибо! Уве Гартеншлегер Uwe Gartenschlaeger IIZ/DVV Obere Wilhelmstr Bonn Tel.: