Интегрированное обучение религиозной лексике Зыбина Тамара Михайловна, профессор Смоленской Православной Духовной Семинарии, д.п.н.
План доклада Что такое религиозными ? Почему нужно обучать религиозной лексике? (актуальность) Как нужно обучать религиозной лексике? (лингвометодические основы)
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему нужно изучать религиозную лексику? ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ Языковой «православный ренессанс» Актуализация православной лексики ЭКСТРАЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ Крушение атеизма как официальной советской идеологии Духовное возрождение, «православный ренессанс», «второе крещение постсоветской России»
«Таинственные слова, священные. Что-то в них … Бог, будто? Нравится мне и « яко кадило пред Тобою, и « непщевати вины о гресех », - это я выучил в молитвах. И еще – « жертва вечерняя », будто мы ужинаем в церкви, и с нами Бог. И еще радостные слова: « чаю воскресения мертвых! » Недавно я думал, что это там дают мертвым по воскресеньям чаю, и с булочками, как нам! Вот глупый! И еще нравится новое слово « целомудрие », - как будто звон слышится? Другие это слова, не наши: Божьи это слова». Иван Шмелев. Лето Господне
Принципы обучения Методы и приемы обучения 1 1. Экстралингвистическийинтегративный метод – связь значения слова с понятиями, явлениями и фактами действительности, изучаемыми на уроках ОПК, литературного чтения и окружающего мира; наглядное представление значения слова 2 2. Лексико-грамматический метод языкового разбора (полный и частичный) – языковой разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола; разбор слова по составу; структурно-семантический метод 3 3. Семантическийметод контекстной семантизации - подбор синонимов, антонимов, конструирование словосочетаний и предложений, определение значения и употребления слова в тексте 4 4. Диахроническийметод реконструкции - определение значения слова в старославянском языке 5 5. Духовно-эстетический метод духовной этимологии слова – определение религии онима как элемента духовной картины мира Методика обучения православной лексике в 4-м классе
ПРАВОСЛАВНАЯ ЛЕКСИКА Русский язык Литературное чтение Окружающий мир ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Рис. 1. Структура интегративных связей
Темы уроков Доминантные религиозными Крещение Руси Вера. Православие. Крещение. Святые Похвала Ярославу Мудрому и книгам Библия. Пророки. Евангелие. Апостолы «Поучение» Владимира Мономаха Бог Богородица Молитва Нестор Летописец Преподобные. Жития святых. Чины святости Повесть временных лет
Прочтите вслух стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». Какова его главная мысль? Когда обращается герой стихотворения к молитве? Как изменяется настроение героя стихотворения после чтения молитвы? Какие выразительные средства использует автор для передачи «благодатной силы» молитвы? В минуту жизни трудную, Есть сила благодатная С души как бремя скатится, Теснится ль в сердце грусть, В созвучье слов живых, Сомненье далеко Одну молитву чудную И дышит непонятная, И верится, и плачется, Твержу я наизусть. Святая прелесть в них. И так легко, легко... Духовная этимология слова