Выполнили Иванова Арина и Босенок Катя
Знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова (1757–1822) родился в семье потомственных каменщиков. С раннего детства он познал их нелегкий труд. В дальнейшем это сыграло положительную роль: большое количество скульптур, вышедших из-под резца Кановы, отмечено виртуозным мастерством обработки мрамора. Для его произведений, выполненных под воздействием античных образцов, свойственны строгость пропорций, гармоничность линий, ясность форм. Не случайно мастера называли скульптором грации и юности.
Творчество Кановы, наиболее яркого представителя классицизма, оказало существенное влияние на развитие европейской пластики первой половины XIX столетия. В римской мастерской скульптора обучалось много учеников из разных стран, в том числе и русский ваятель В. И. Демут-Малиновский. Среди его почитателей были Пушкин, Герцен, Стендаль, Флобер. Группу «Амур и Психея» декабрист А. А. Бестужев-Марлинский подробно описал в повести «Фрегат Надежда». Гюстав Флобер Александр Иванович Герцен Демут- Малиновский, Василий Иванович А.С. Пушкин
Наиболее прославленные работы Канова исполнял в нескольких вариантах. Тем больший интерес представляет мраморная статуя «Мир» (1811–1814), существующая в одном экземпляре. Богиня мира Эйрена (Паке) особо почиталась в античном мире. После победы афинян над Спартой в 371 году до н. э. возник ее культ А. Канова. «Мир». Мрамор. 1811–1814.
Антонио Канова исполнил статую «Мир» по просьбе дипломата и мецената Н. П. Румянцева, дворянский род которого известен выдающимися полководцами и видными государственными деятелями. Знаменательно, что девиз, начертанный на их родовом гербе, гласил: «Не только оружием». Румянцевы принимали участие в заключении трех перемирий России со Швецией и Турцией. Эти деяния и пожелал увековечить в мраморе русский заказчик Кановы. Н. П. Румянцев
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое новое его произведение встречали с воодушевлением. При создании этой скульптурной группы Канова кардинально изменил композиции античных прототипов. Он расположил фигуры полукругом, сблизив их благодаря жесту рук центральной грации, обхватившей подруг. Другие грации нежно сплели руки на ее шее и плече.
Эта скульптура должна была заменить в галерее Уффици Венеру Медичи, увезенную во Францию в 1799 году. Канове было заказано почти точное повторение знаменитой скульптуры. Античная богиня слегка придерживает спадающую вниз одежду. Позади ее ног скульптор поместил маленький ларец, на который скользит ткань одежды. В передаче лика Венеры Италийской воссоздано живое выражение чувств. Канова стремился создать возвышенный образ классического идеала красоты. Современники посчитали ее столь совершенной, что стали просить скульптора многократных повторений этого образа.
Аполлон Геба, 1816
Амур и Психея Афина Паллада Амур
17 октября 2001 года в Эрмитаже открылась выставка «Незнакомый Канова». Цель выставки представить неизвестную сторону творчества скульптора Антонио Кановы и дать возможность проследить как из вариаций одной темы во множестве рисунков, в картинах, темперах, гризайлях* постепенно выявляется идеально совершенный пластический образ. *гризайль (франц. grisaille от gris серый) роспись, выполняемая градациями одного и того же цвета, чаще серая или коричневая.
Выставка уникальна. Эрмитаж, обладающий крупнейшим в мире собранием мраморных статуй Антонио Кановы, не располагает его графическими и живописными произведениями. На выставке демонстрируются 102 экспоната: из Городского музея Бассано дель Граппа (Бассано, Италия) и Гипсотеки города Поссаньо (родина скульптора) рисунки и живописные произведения, исполненные на холсте маслом и темперой.
Надгробие Канове