ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВЛЕН В РАМКАХ ПРОЕКТА ОФ «ДЕСЕНТА» «ИПДО В КАЗАХСТАНЕ: ОТ СТРАНЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯ - К РЕГИОНАМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ», ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПОСОЛЬСТВА КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИИ В КАЗАХСТАНЕ РАЗРАБОТЧИКИ: СЕРГЕЙ ХУДЯКОВ СВЕТЛАНА УШАКОВА Необходимость Стратегии регионального развития ИПДО в Казахстане
Что надо улучшить Проработать и внести необходимые изменения нормативно-правовую базу для развития региональных многосторонних групп по ИПДО. Необходимо сформировать структуры региональных многосторонних групп по развитию ИПДО. Наладить систему популяризации отчетов ИПДО для более широкого информирования общественности и для дальнейшей организации общественных дискуссий по вопросам распределения и расходования доходов от добывающей промышленности. Внедрить в отчетность новые требования ИПДО (станут обязательными с 2016 года) о включении следующих данных: бенефициарное право, раскрытие контрактов, транзит.
Международный опыт регионального развития ИПДО В Монголии резолюция Правительства (# 222), принятая в июле 2012 года, предусматривает, что "Все провинциальные и районные губернаторы обязаны создавать суп-национальные советы во главе с заместителем губернатора в целях активизации внедрения ИПДО в стране". На сегодняшний день созданы 13 суп- советов по ИПДО. Смотрите это видео из Монголии: В Кыргызской Республике гражданское общество создало "центры общественного приема" в шести регионах в целях предоставления диалоговой платформы местным общинам, местным органам власти и добывающим компаниям для снижения напряженности в добывающем секторе. Центры предоставляют возможность для обсуждения выводов, содержащихся в отчетах ИПДО на местном уровне, а также являются механизмом понимания проблем на местном уровне, которые могут быть переданы в MSG и рассматриваться как часть целей реализации ИПДО.
Международный опыт регионального развития ИПДО В Перу три региона, в которых добываются основные объемы природных ресурсов, были выбраны для пилотного тестирования супнациональных процессов ИПДО. Субнациональные MSG были недавно созданы в этих регионах, хотя только один находится в рабочем состоянии. Цель состоит в том, чтобы способствовать лучшему пониманию местных органов власти роли доходов от природных ресурсов, а также повысить уровень взаимодействия и доверия на местном уровне. Предусматривается, что эти региональные MSG также будут вовлечены в процесс отчетности и мониторинга добровольных социальных и инфраструктурных взносов добывающих компаний. В данном случае формальных моделей отчетности между национальным MSG и этими супнациональными группами нет. На Мадагаскаре MSG созданы в двух регионах, где сосредоточена большая часть добычи полезных ископаемых. Каждая из этих региональных MSG имеет представителя в национальном MSG. Региональные MSG в основном работают по мониторингу отчетности ИПДО в сфере социальных платежей добывающих компаний, а также переводов доходов с центрального уровня в регионы. Они также участвуют в дискуссиях о бюджетных ассигнованиях на местном уровне.
Как можно развивать ИПДО на региональном уровне в Казахстане Задачи, которые могут быть поставлены для региональных структур по ИПДО: Выявлять потребности местных сообществ и населения Определять наиболее эффективные способы удовлетворения потребностей региона и местных сообществ Контролировать процесс распределения средств от добывающей промышленности по регионам Оценивать эффективность социальных проектов/расходов Предлагать новые более эффективные решения
Схема внедрения и развития региональных многосторонних групп заинтересованных сторон (РМГЗС): Использовать как основную площадку для диалога Советы по взаимодействию с НПО при акимах. В рамках данных советов создать экспертные рабочие группы по реализации ИПДО и устойчивому развитию в регионе. Состав данных экспертных групп формировать на основе принципов ИПДО и на основе практики работы НСЗС: равное представительство четырех сторон, вовлеченных в реализацию ИПДО в Казахстане (акиматы, маслихаты, НПО, добывающе компании), а также соблюдения принципа ротации и независимости каждой из сторон. Взаимодействие сторон, в рамках данной экспертной группы, регулировать посредством меморандума о взаимопонимании (МоВ) и положения рабочей группы. Типовые варианты МоВ и положения РМГЗС необходимо разработать на основе МоВ республиканского уровня и положения НСЗС, чтобы сохранить степень преемственности при реализации ИПДО в регионах.
Стратегические цели и задачи Цель: Ввести систему эффективной реализации ИПДО на региональном (супнациональном уровне) в соответствии с международными стандартами ИПДО. Задачи: Создание нормативной базы для регионального развития ИПДО Создание РМГЗС Повышение потенциала заинтересованных сторон на региональном уровне Создание и внедрение системы информирования населения и организации общественных дебатов по вопросам ИПДО
Какие шаги нужно предпринять Создать рабочую группу в рамках НСЗС для обсуждения и дообработки Стратегии регионального развития ИПДО Доработать стратегию с учетом мнений и интересов всех заинтересованных сторон и принять ее НСЗС Определить форму и правовые основы РМГЗС и принять необходимые НПА Разработать и утвердить типовые документы для РМГЗС Создать РМГЗС и приступить к развитию ИПДО на региональном уровне.
Спасибо за внимание!