Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов Задачи: выяснить, что такое словообразование, какова его функция; выяснить, как образуются слова в русском языке; закрепить знания о способах словообразования.
Заимствование слов из других языков Образование новых слов с помощью словообразующих аффиксов
Способы словообразования Морфологический способ Приставочный Приставочно- суффиксальный Суффиксальный Бессуффиксный Сложение
преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки
1. Желток желтый 2. Глазастый глаз 3. Зеленеть зеленый - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса
1. со курсник курс 2. переносица нос 3. вчитаться читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «со курс» не суффиксальный способ. -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса
1. Заплыв заплывать 2. Синь синий 3. Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот) - появление новых слов без добавления аффиксов.
= слов: вечнозеленый, диван- кровать = корней: сенокос, ледоход = частей слов: зарплата, пединстотут = букв: МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ образование новых слов путём соединения двух или более
Способы словообразования Неморфологический способ Морфолого- синтаксический Лексико- семантический Лексико- синтаксический
- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)
-появление новых слов в результате перехода слов из одной часто речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междометий.] караул [ сущ.]
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный высоко + качественный Тотчас тот + час
Слово делится на часто, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.
Приставоч ный Суффикса льный Приставочно- суффиксальный Сложение
подр..сто, пирог..к, бе..дорожье, пр..груз..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..лживость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плавитель ао о о о лете ои ьт е е з Распределите слова по столбикам в зависимосто от способа словообразования.
Приставоч ный Суффиксаль ный Приставоч но- суффиксальный Сложение подрасто прегрузтный преглупой пирогок медвежонок завистлживость, самолётик Бездорожье ошейник вверху пароход лесостепь мореплаватель
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания (1) Повесто Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной часто речи в другую. Укажите способ образования слова рассказы.
Выставление оценок. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Составить тест по теме «Словообразование».