Реализация ключевых направлений стандарта в воспитании книжной культуры у детей дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная область «Чтение художественной литературы» к.п.н. доц. Градусова Л.В.
Advertisements

ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Разработал: Дашдиев В.А.. Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад 13» городского округа – город Галич Костромской области Презентация.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 86» «Книжная страна – Забайкалья»
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
1 в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают выразительность.
Тема: «Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей» Воспитатель 2 средней группы МДОУ ИРМО «Хомутовский.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление.
Транксрипт:

Реализация ключевых направлений стандарта в воспитании книжной культуры у детей дошкольного возраста

Указ президента РФ от 13 июня 2014 года "О проведении в Российской Федерации Года литературы" "В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю: 1. Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы. 2. Правительству Российской Федерации: а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года литературы и утвердить его состав б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года литературы 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года литературы 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания" по материалам официального сайта Президента России

Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Г. Х. Андерсена.2 апреля Г. Х. Андерсена Учрежден в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY).1967 году Международный совет по детской книгеIBBY В России- «Книжкина неделя» - последняя неделя марта

Значение художественной литературы Художественная литература важное средство умственного, нравственного, эмоционального эстетического развития, развития речи Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования (Л.М. Гурович) Главная цель общения с литературным произведением- «Открыть перед ребенком мир словесного искусства» (Л С. Выготский)

Причины снижение интереса к книге Причины социальные: изменение роли книги в обществе вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами Рейтинг видов деятельности дошкольников -Просмотр мультфильмов – 58% -Прогулки во дворе – 48% -Компьютерные игры – 43% -Чтение вслух – 24%

Методические ошибки отсутствие систематической, последовательной работы по литературному развитию увлечение прикладными задачами(сенсорное развитие, обучение счету и др. ) трудности педагогов в анализе текста, выборе методов и приемов ознакомления с художественным произведением отсутствие связи обучения грамоте с формированием потребности в чтении

ФГОС ДО Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

ФГОС ДО – образовательная область «Речевое развитие» Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы.

Основные понятия Культура- совокупность достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом Основные функции книги: - хранить накопленный опыт -передавать накопленный опыт читателю т.е. просвещать Дополнительные функции книги: - обогащение реальных и образных представлений - запоминание текста и воссоздание по памяти - включение в содержание осваиваемого опыта

Восприятие художественной литературы Восприятие художественной литературы - это активный волевой процесс, предполагающей не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Восприятие художественного произведения- глубинное постижение смысла читаемого и воздействие его на читателя

Задачи ознакомления с художественной литературой Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, композиции, простейших элементах образности в языке Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведений, улавливать красоту и поэтичность рассказов

Круг детского чтения По тематике - О Родине - О ее героях - О разных людях: детях и взрослых, храбрых и трусах, мастерах и бездельниках - О животных, о растениях, о машинах и вещах - О приключениях и волшебстве

Круг детского чтения По жанрам: Поэзия - авторские поэмы, стихотворения; - фольклорные стихотворные тексты. Проза - авторские повести, рассказы; - фольклорные сказки Классификация Н.А.Коротковой - большие литературные формы - малые литературные формы

Региональный компонент В Программе должны быть: произведения, отражающие этнический состав населения региона (сказки, легенды, предания, малые фольклорные формы) произведения авторов, чья жизнь и творчество связаны с краем (классические произведения и произведения современных авторов)

Формы работы Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы

Организация чтения Ежедневное чтение в рамках образовательной деятельности при проведении режимных моментов после завтрака, перед сном, после полдника Произведения большие по объему- от 2 до 12 дней (в перерывах короткие)

Виды организованной деятельности(З.А.Гриценко) Тематическое занятие ( приобщение к основным темам детской литературы) Аналитическое занятие ( анализ литературного произведения на доступном уровне с целью более глубокого понимания текста) Теоретическое занятие( знакомство с доступными детям теоретическими понятиями: рифма. сравнение, эпитет, олицетворение, сказка, рассказ, зачин, концовка) Творческое занятие( развитие творческого потенциала: описание вымышленных героев, придумывание окончания произведения и др.)

Приемы, способствующие освоению выразительных средств языка попробуйте узнать «тайну» слова(этимология, происхождение слова) привлечение внимания к образному слову погружение в текст - возьмем слово и поиграем с ним; поиграем со звуком, со звуками - давайте, как волшебники, превратим обычные слова в ласковые - познакомимся с новыми словами: кто эти «новички»? - давайте поиграем в «прятки» со звуками Поиск «волшебных» слов («пожалуйста», «спасибо» и.т.д.)

Творческая деятельность на основе литературного текста Пересказ литературных произведений; Изобразительная деятельность по содержанию литературных произведений; Театрализованные игры; Литературные игры; Интерактивные игры по сюжетам литературных произведений Словесное творчество; Рассматривание иллюстраций; Проекты; Макеты; Игры «Библиотека», «Книжкина неделя» Игровые образовательные ситуации Литературный салон Рабочая тетрадь по содержанию

Проекты Откуда книга к нам пришла ( о создании книги) Моя любимая сказка Проект посвященный творчеству писателя Мой любимый герой книги Моя первая сказка

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов использование литературных и фольклорных произведений (потешки, загадки, считалки, пословицы, стихотворения и др.) в бытовых процессах, на прогулке использование примеров из художественных произведений в ситуациях морального выбора игровая деятельность на материале литературных произведений; игра «Книжный магазин»

Самостоятельная деятельность детей Создание условий для воспитания интереса к чтению, книги, активизации литературного опыта в самостоятельной деятельности в книжном уголке, театрализованной, игровой, продуктивной деятельности

Взаимодействие с семьей Виды детского чтения (Н.В. Микляева) Опосредованное чтение. Ведущая роль принадлежит чтецу- взрослому Чтение-сотворчество. В чтении на равных участвуют родители и ребенок. Самостоятельное чтение.

Формы работы с семьей Педагогическое просвещение Обогащение предметной среды Совместные проекты Совместные досуговые мероприятия

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы(целевые ориентиры) Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей к 7 годам «Ребенок знаком с произведениями детской литературы»

Показатели литературного развития (Сомкова О.Н., Акулова О.А.) Интерес к художественной литературе Объем и качество литературного опыта Качество восприятия литературного текста Умение использовать литературный опыт в творческой деятельности

Требования к результатам освоения основной образовательной программы(И.С.Дементьева) Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает удовольствие при слушании литературных произведений, рассматривании иллюстраций Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в эмоциональный подтекст Осознает мотивы поступков литературных героев, их мысли, чувства, сопереживает и сочувствует персонажам Проявляет внимание к языку художественного произведения Умеет бережно обращаться с книгой, соблюдает правила хранения книг. Имеет первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза – поэзия), их специфических особенностях, композиции, о простейших элементах образности в языке Активно проявляет себя в разных видах художественно-речевой деятельности (чтение стихов, инсценировки, игры-драматизации, кукольный театр)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ