Реализация ключевых направлений стандарта в воспитании книжной культуры у детей дошкольного возраста
Указ президента РФ от 13 июня 2014 года "О проведении в Российской Федерации Года литературы" "В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю: 1. Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы. 2. Правительству Российской Федерации: а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года литературы и утвердить его состав б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года литературы 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года литературы 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания" по материалам официального сайта Президента России
Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Г. Х. Андерсена.2 апреля Г. Х. Андерсена Учрежден в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY).1967 году Международный совет по детской книгеIBBY В России- «Книжкина неделя» - последняя неделя марта
Значение художественной литературы Художественная литература важное средство умственного, нравственного, эмоционального эстетического развития, развития речи Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования (Л.М. Гурович) Главная цель общения с литературным произведением- «Открыть перед ребенком мир словесного искусства» (Л С. Выготский)
Причины снижение интереса к книге Причины социальные: изменение роли книги в обществе вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами Рейтинг видов деятельности дошкольников -Просмотр мультфильмов – 58% -Прогулки во дворе – 48% -Компьютерные игры – 43% -Чтение вслух – 24%
Методические ошибки отсутствие систематической, последовательной работы по литературному развитию увлечение прикладными задачами(сенсорное развитие, обучение счету и др. ) трудности педагогов в анализе текста, выборе методов и приемов ознакомления с художественным произведением отсутствие связи обучения грамоте с формированием потребности в чтении
ФГОС ДО Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
ФГОС ДО – образовательная область «Речевое развитие» Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы.
Основные понятия Культура- совокупность достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом Основные функции книги: - хранить накопленный опыт -передавать накопленный опыт читателю т.е. просвещать Дополнительные функции книги: - обогащение реальных и образных представлений - запоминание текста и воссоздание по памяти - включение в содержание осваиваемого опыта
Восприятие художественной литературы Восприятие художественной литературы - это активный волевой процесс, предполагающей не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Восприятие художественного произведения- глубинное постижение смысла читаемого и воздействие его на читателя
Задачи ознакомления с художественной литературой Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, композиции, простейших элементах образности в языке Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведений, улавливать красоту и поэтичность рассказов
Круг детского чтения По тематике - О Родине - О ее героях - О разных людях: детях и взрослых, храбрых и трусах, мастерах и бездельниках - О животных, о растениях, о машинах и вещах - О приключениях и волшебстве
Круг детского чтения По жанрам: Поэзия - авторские поэмы, стихотворения; - фольклорные стихотворные тексты. Проза - авторские повести, рассказы; - фольклорные сказки Классификация Н.А.Коротковой - большие литературные формы - малые литературные формы
Региональный компонент В Программе должны быть: произведения, отражающие этнический состав населения региона (сказки, легенды, предания, малые фольклорные формы) произведения авторов, чья жизнь и творчество связаны с краем (классические произведения и произведения современных авторов)
Формы работы Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы
Организация чтения Ежедневное чтение в рамках образовательной деятельности при проведении режимных моментов после завтрака, перед сном, после полдника Произведения большие по объему- от 2 до 12 дней (в перерывах короткие)
Виды организованной деятельности(З.А.Гриценко) Тематическое занятие ( приобщение к основным темам детской литературы) Аналитическое занятие ( анализ литературного произведения на доступном уровне с целью более глубокого понимания текста) Теоретическое занятие( знакомство с доступными детям теоретическими понятиями: рифма. сравнение, эпитет, олицетворение, сказка, рассказ, зачин, концовка) Творческое занятие( развитие творческого потенциала: описание вымышленных героев, придумывание окончания произведения и др.)
Приемы, способствующие освоению выразительных средств языка попробуйте узнать «тайну» слова(этимология, происхождение слова) привлечение внимания к образному слову погружение в текст - возьмем слово и поиграем с ним; поиграем со звуком, со звуками - давайте, как волшебники, превратим обычные слова в ласковые - познакомимся с новыми словами: кто эти «новички»? - давайте поиграем в «прятки» со звуками Поиск «волшебных» слов («пожалуйста», «спасибо» и.т.д.)
Творческая деятельность на основе литературного текста Пересказ литературных произведений; Изобразительная деятельность по содержанию литературных произведений; Театрализованные игры; Литературные игры; Интерактивные игры по сюжетам литературных произведений Словесное творчество; Рассматривание иллюстраций; Проекты; Макеты; Игры «Библиотека», «Книжкина неделя» Игровые образовательные ситуации Литературный салон Рабочая тетрадь по содержанию
Проекты Откуда книга к нам пришла ( о создании книги) Моя любимая сказка Проект посвященный творчеству писателя Мой любимый герой книги Моя первая сказка
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов использование литературных и фольклорных произведений (потешки, загадки, считалки, пословицы, стихотворения и др.) в бытовых процессах, на прогулке использование примеров из художественных произведений в ситуациях морального выбора игровая деятельность на материале литературных произведений; игра «Книжный магазин»
Самостоятельная деятельность детей Создание условий для воспитания интереса к чтению, книги, активизации литературного опыта в самостоятельной деятельности в книжном уголке, театрализованной, игровой, продуктивной деятельности
Взаимодействие с семьей Виды детского чтения (Н.В. Микляева) Опосредованное чтение. Ведущая роль принадлежит чтецу- взрослому Чтение-сотворчество. В чтении на равных участвуют родители и ребенок. Самостоятельное чтение.
Формы работы с семьей Педагогическое просвещение Обогащение предметной среды Совместные проекты Совместные досуговые мероприятия
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы(целевые ориентиры) Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей к 7 годам «Ребенок знаком с произведениями детской литературы»
Показатели литературного развития (Сомкова О.Н., Акулова О.А.) Интерес к художественной литературе Объем и качество литературного опыта Качество восприятия литературного текста Умение использовать литературный опыт в творческой деятельности
Требования к результатам освоения основной образовательной программы(И.С.Дементьева) Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает удовольствие при слушании литературных произведений, рассматривании иллюстраций Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в эмоциональный подтекст Осознает мотивы поступков литературных героев, их мысли, чувства, сопереживает и сочувствует персонажам Проявляет внимание к языку художественного произведения Умеет бережно обращаться с книгой, соблюдает правила хранения книг. Имеет первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза – поэзия), их специфических особенностях, композиции, о простейших элементах образности в языке Активно проявляет себя в разных видах художественно-речевой деятельности (чтение стихов, инсценировки, игры-драматизации, кукольный театр)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ