Симметрия в искусстве
Содержание 1. Симметрия в архитектуре Готический стиль Готический стиль Ренессанс Ренессанс Барокко Барокко Классицизм Классицизм Модерн Модерн Русско-византийский стиль Русско-византийский стиль Древнерусский стиль Древнерусский стиль 2. Симметрия в скульптуре Леохара «Аполлон Бельведерский» Леохара «Аполлон Бельведерский» Микеланджело «Давид» Микеланджело «Давид» Древний Египет Древний Египет Симметрия в скульптурном убранстве Симметрия в скульптурном убранстве 3. Симметрия в живописи Мозаика Мозаика Эпоха возрождения Эпоха возрождения Леонардо да Винчи. Тайная вечеря Леонардо да Винчи. Тайная вечеря Леонардо да Винчи. Мадонна Литта Леонардо да Винчи. Мадонна Литта Иконопись Иконопись В. Васнецов. Богатыри В. Васнецов. Богатыри Ф. Ходлер. Озеро Тан Ф. Ходлер. Озеро Тан В.И. Суриков. Боярыня Морозова 4. Заключение
Симметрия в архитектуре
Возник в средние века. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией. Возник в средние века. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией. Готический стиль
Покои Франциска 1 Архитекторы Возрождения создали стиль - РЕНЕССАНС, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. Правда, они применили их по- новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами. Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Сохраняется симметрия фасадов. Ренессанс
Пришел на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм. Храм Христа Спасителя Барокко
Троицкий собор Все здания, построенные в этом стиле, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. Классицизм
В начале XX века появился стиль МОДЕРН. Этот стиль - попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов - металла, стекла, бетона, керамики. Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций Измайловский пр-кт. Доходный дом с/х товарищества «Помещик» Модерн
Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей. Этот стиль - встречается в церковном строительстве. Ему присущи небольшие храмы крестово- купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений - в античных традициях. Русско-византийский стиль Церковь Сергия в Деулине.
Трапезные палаты Стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства. Древнерусский стиль
Симметрия в скульптуре
Понятие гармонии, симметрии являются основными принципами, лежащими в основе любого скульптурного произведения. Для реального отображения красоты человеческого тела основные правила золотого сечения должны быть взяты за основу.
Леохара «Аполлон Бельведерский» Рассматривая эту статую, видно, что при делении общей высоты в указанном отношении линии деления проходят через естественные членения тела. Первый раздел проходит через пупок, второй через середину шеи т.д., то есть все размеры отдельных частей тела получаются путем деления целого по золотому сечению.
Микеланджело. «Давид» Прядь волос упала на полированное плечо. За этой кажущейся легкостью движения, неуловимостью жеста, трепетом полузакрытых глаз - будни тяжелого труда, груды мраморных осколков, бесконечный монотонный стук инструментов и безмолвие вечности.
Древний Египет Скульптура древневосточных государств, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы; статуи фараонов, портреты вельмож, статуи писцов, построенные по принципу симметрии и равновесия. Скульптура древневосточных государств, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы; статуи фараонов, портреты вельмож, статуи писцов, построенные по принципу симметрии и равновесия.
Древний Египет «Большой сфинкс в Гизе»
« Триада царя Микерина» IV династия. 27 в. до н.э. Египетский музей. Каир. «Царевич Рахотеп и его жена Нофрет»
Писец. Раскрашенный известняк. Пятая династия. Писец Каи. Раскрашенный известняк. V династия.
Симметричные фигуры присутствуют в скульптуре и других древневосточных деспотий Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Статуя Гудеа. Около 2150 г. до н.э. Шумер
Симметрия в скульптурном убранстве Церковь Сен-Трофим. Скульптурное убранство. 12 в. Портик с кариатидами в Афинском Акрополе.
Симметрия в живописи
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий
Мозаика На мозаике Киевского собора св. Софии под знаменитой Орантой изображены два зеркально-симметричных Христа, обращенных лицом к ученикам. Один Христос преломляет хлеб, а другой разливает вино. Этот прием, позволяет одновременно изобразить два важнейших момента тайного причастия: причащение хлеба символизирует тело Христово, а причащение вином обозначает кровь Христа
Эпоха возрождения Новая, полифонический сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля алтаре «Сикстинская Мадонна» РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
Двенадцать апостолов расположены вокруг своего учителя четырьмя группами: по две группы с каждой стороны от него и по три человека в каждой группе. Вся композиция строго симметрична и строго уравновешена относительно вертикальной оси, проходящей через ее главную точку Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Фигуры мадонны и ребенка вписываются в правильный треугольник, который вследствие своей симметричности особенно ясно воспринимается глазом зрителя. Голова мадонны совершенно точно, но в то же время естественно помещается между двумя симметричными окнами на заднем плане картины. В окнах просматриваются спокойные горизонтальные линии пологих холмов и облаков. Все это создает ощущение покоя и умиротворенности, усиливаемое за счет гармоничного сочетания голубого цвета с желтоватыми и красноватыми тонами. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Иконопись Картину А.Рублева "Троица", в деталях асимметрична, и это создает впечатление динамики действия, повышает выразительность произведения искусства. Художник хотел показать уравновешенность и покой, которые несут эти три ангела Картину А.Рублева "Троица", в деталях асимметрична, и это создает впечатление динамики действия, повышает выразительность произведения искусства. Художник хотел показать уравновешенность и покой, которые несут эти три ангела
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. В. Васнецов Богатыри
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины Ф. Ходлер Озеро Тан
Конечно, трудно анализировать симметрию такой сложной картины, как «Боярыня Морозова». Однако можно проделать простой опыт, обнаруживающий наличие в картине некоей скрытой симметрии. Надо посмотреть на изображение этой картины в зеркале, то есть поменять в картине левое на правое (и наоборот). Оказывается, что при этом загадочный эффект движения саней исчезает! В.И. Суриков Боярыня Морозова
Заключение Мы живем, находясь под воздействием с одной стороны, симметрии и необходимого, а с другой - асимметрии и случайности и используя в своей практике диалектику симметрии - асимметрии.
Выполнили: Ученицы 10 а класса Средней школы 40 Макаренко М. Игнатенко Ю. Родина У.