Образовательная система «Гармония» Научный руководитель - Истомина Наталия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, главный научный сотрудник Лаборатории инноваций в начальном образовании Московского городского педагогического университета, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Автор и руководитель авторского коллектива учебно-методического комплекта по обучению грамоте и русскому языку Соловейчик М.С. УМК «Начальная школа XXI века» Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. УМК «Школа России» Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. На основании экспертных заключений РАН и РАО все программы реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В начальных классах муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 34» реализуется образовательная программа начального общего образования. Обучение ведется по трем учебно-методическим комплектам.
Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России. Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно- методического комплекта «Гармония».
Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработчики выделяют следующие: 1) сопровождается педагогической диагностикой; 2) реализуются интегрированный и дифференцированный подходы; 3) усиление внимания к творческой деятельности учащихся. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, учебные тетради, методические пособия, дидактические материалы. В программе реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности познавательной деятельности младших школьников.
Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности («зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»). Авторами учебников создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).
Программа Школа России имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Созданный в 2001 году, получивший самое широкое признание в школах России, комплект «Школа России» взял за основу всё хорошее, качественное, полезное из традиционной русской школы и сейчас успешно развивается в соответствии с запросами времени. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, рабочие тетради, проверочные работы, электронные пособия.
Важнейшей отличительной чертой учебно-методического комплекта «Школа России» является его ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. Это и подобранные произведения классиков русской литературы, и замечательные репродукции, иллюстрации по истории России, задания по русскому языку, на материале исторических фактов. Все задания программы строятся по принципу от простого к сложному. Особенность комплекта построение на национально значимых приоритетах: личностно – развивающее образование; граждански – ориентированное образование; глобально – ориентированное образование; эко адекватное образование.