Учитель русского языка МБОУ «Кочёвская СОШ» Кучевасова Т.Л.
1 шаг Прочитай внимательно текст. Для этого что читаешь, представляй в образах После каждого абзаца останавливайся и спрашивай себя: «Что хотел сказать автор?» Ответ записывай кратко в виде пунктов плана Результат работы: план
2 шаг Выяви идею всего текста Ответь на вопрос: «Что хотел сказать автор, зачем он написал этот текст?» Результат работы: Позиция автора
3 шаг Задай вопрос к идее Результат работы: формулировка проблемы в виде вопроса
4 шаг Свяжи проблему и позицию комментарием Пункты плана свяжи так, чтобы несколько раз (3-4) употребить следующие клише: автор рассматривает, писатель размышляет, ФИО восхищается, отмечает, рассуждает, призывает, по мнению автора, обращает внимание Начни так: В самом начале текста автор пишет о том, что… Затем писатель начинает рассуждать о… И в конце текста… Автор раскрывает данную проблему на примере… Будь осторожен: избегай пересказа! Результат работы: комментарий проблемы
5 шаг Свяжи части сочинения (микротемы) в единый текст: 1. Проблема 2. Комментарий по проблеме 3. Позиция автора Результат работы: самое важное и самое сложное уже написано
6 шаг Изложи собственное мнение Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: … (тезис) Я согласен с автором текста в том, что… (тезис) Результат работы: формулирование собственного мнения
7 шаг Докажи свой тезис двумя аргументами 1. В доказательство приведу следующий литературный пример. В произведении (ФИО писателя)… или 1. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ (повесть, роман) (ФИО писателя)… 2. пословицы, поговорки, песни, предания, передачи ТВ, всем известные факты Результат работы: доказательство собственной точки зрения
8 шаг Подведи итог своим рассуждениям по поводу проблемы В заключение хочу сказать, что… Таким образом, хочу сделать вывод о… Совет, назидание Результат работы: заключение