Ч ингиз А йтматов « Плаха »
Цели и задачи: Образовательные: Дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть идейный замысел романа «Плаха»: Обогатить словарный запас детей новыми словами, научить учащихся кратко излагать прочитанный текст. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, творческих способностей учащихся, развивать умения свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы Воспитательные: воспитать у учащихся бережное отношение к природе, чувство милосердия и доброты.
Тип урока:комбинированный Вид урока: Изучение художественного произведения Форма урока: урок-исследование проблемно – исследовательский, ассоциации, мозговой штурм, беседа, ролевая игра «Суд». Методы и приемы обучения: Оборудование урока: таблица, портрет писателя, карта, «Животный мир Казахстана», рисунки Межпредметная связь: биология, география
Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе
«Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам если мы протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас» Максим Зверев
Волк хищник зверь Оборотень Санитар природы серый Злой
Я знаю Хочу знатьЯ узнал Киргизский писатель. Родился и жил в Киргизии. Автор повести « Белый пароход », « Первый учитель » Побольше узнать о творчестве Ч.Айтматова. Како ва основная проблематика романа « Плаха » ? Классик современной киргизской литературы, лауреат самых престижных премий, общественно- политический деятель. Автор многих произведений: (романов, повестей, рассказов) Трагедия человеческого существования
Мозговой штурм - Почему глава называется «Суд над Базарбаем»? - В чем провинился Базарбай? - Как вы думаете, кто кого судит?
Ролевая игра С У Д С У Д
Волчица Акбара Я волчица. Я мать. Я живое создание природы. Жестокий человек похитил моих щенят, четыре комочка-молочника. О, как плохо мне! Вся утроба моя горит от боли. Некого вскормить мне, некого вспоить, лишилась я моих волчат. Я несчастная и одинокая. Нет нигде в моих краях места для волков: ни в степи, где я родилась, ни в этих каменных горах. О, как бы я хотела жить на Луне, жить с богиней волков Бюри –Ана и плакать о земле, где остались мои дети...
Гулюмкан Я тоже мать. Мой Кенджеш достался мне дорогой ценой. Как же я хотела, чтобы мой малыш стал младшим беком! Будь проклят Базарбай! Зачем ему надо было трогать логово? Любая тварь детенышей своих любит,кто этого не знает. Горе Акбары –это мое материнское горе, это мои страдания...
Решение судьи Люди виноваты перед Акбарой. Бостон, стреляя в волчицу, убивает своего сына, а затем и Базарбая. Он сам себя наказал, преступив заповедь святости человеческой жизни. Он будет мучиться этим до конца дней. Смысл жизни, истина открывается Бостону лишь после трагедии, когда он понял, что весь мир до сих пор заключается в нем самом, и ему, этому миру, пришел конец.
Обобщение Разум и память –вот, что отличает человека от животного. Герой, стремящийся подчинить свою жизнь велению разума, в критические моменты, перед лицом смерти и зла ведет себя как безумец, как одержимый. Лишь разум способен искоренить зло. Живите с чувством любви к природе, к людям,к родным местам. Будьте достойными гражданами страны.