Одно из главных завоеваний римской художественной культуры. Оно точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным состоянием человека. История его создания восходит к древнейшему обычаю этрусков снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её в специальных нишах и шкафах. Позднее эти маски стали заменяться портретами из местного камня, а затем из мрамора.
Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляли государственные и общественные личности. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.
«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве, всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах. Он будет держаться справедливости и нравственной красоты».
Для этого периода характерны небольшие бюсты видных общественных деятелей. Их фигуры задрапированы в большие широкие покрывала-плащи (тоги), перекинутые через плечо и образовывающие красивые складки. Тога надевалась поверх туники – длинной рубашки с короткими рукавами.
Основы искусства этого периода были заложены в эпоху правления Октавиана Августа (63 г.до н.э. – 14 г.н.э., император с 27 г. до н.э.) Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком». Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.
Октавиан Август из Прима Порта. I век н.э. Музей Ватикана, Рим
Оратор Авл Метел 100 г. до н.э. Археологический музей, Флоренция
Конная статуя императора Марка Аврелия Бронза гг. Рим
Император Каракалла II век Лувр, Париж
Сириянка Около 170 г.н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лессировка (нанесение тонких и прозрачных слоёв краски) На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью. Краски составляли из тщательно растёртых полудрагоценных камней и осколков синего и зеленого стекла. Это защищало фрески от растрескивания и обеспечивало их поверхности ярчайший блеск.
Дионисийские мистерии. Стенная роспись виллы Мистерий в Помпеях. 60 г. До н.э.
Весна