КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ. НИКОЛА ПУССЕН
Так пусть же будет смысл всего дороже вам... Н. Буало
Классицизм Родина – Франция. Идея - воскрешение античного искусства Эстетический идеал классицизма - подчинение жизни человека государственным интересам, смирение чувств разумом, принесение счастья и даже жизни в жертву долгу. Содержание классицизма в литературе, живописи, музыке - противоречие между природой человека и его гражданским долгом.
Классицизм в литературе и живописи Н. Буало в трактате «Поэтическое искусство» разделил жанры литературы на: высокий (ода - величавое воспевание значительных лиц), средний (поэма ~ изображение исторических событий, героических судеб; трагедия - показ поединков страсти и долга), низкий (эпиграмма, басня, комедия).
В изобразительном искусстве «высокий» жанр - исторический (мифологические, библейские, исторические сюжеты), «низкий» - портрет и пейзаж.
В изобразительном искусстве Красота должна обладать ясностью, логической четкостью, геометрической выветренностью. На полотне нет места безобразному, даже страдание должно быть красивым
«Танкред и Эрминия
Н. Пуссен ( )
Ришелье
Прощай, Париж, прощай! Ты видишь, я устал Поддерживать огонь на алтаре Удачи. Хочу я видеть вновь мой край лесов и скал, Где все мне по душе и где живут иначе... С тех пор как понял я, что век наш развращен И что достоинство ни в грош не ставит он, Одно мне дорого - мое уединенье. В нем жизни каждый миг, и радости, и боль Лишь мне принадлежат...
Идеалы и идеи Пуссена. Принципы и метод По письмам известно, что художник более всего дорожил «спокойствием ума». Рассуждение Пуссена о способности мудреца избегнуть бедствий, возвышаясь над ними, близко к тезису стоиков об управлении волей. Но очевидна связь и с эпикурейцами, которые утверждали, что «мудрец ведет себя так, что, поборов суетные страсти, он ограничивается самым необходимым, и это необходимое столь мало и столь скромно, что любые превратности судьбы едва ли могут его этого лишить». Пуссен был наделен проницательным умом, избегал Двора и общения с власть имущими, но, встречаясь с ними, не терялся, а возвышался идеями. Никогда не обсуждал стоимость картины, ставил цифру на обороте и отсылал произведение заказчику не торгуясь.
Идеалы и идеи Пуссена. Принципы и метод Очертания тел служат выражению страстей души. Набросок в момент возникновения замысла, чтение литературного источника и размышления над ним, композиционные эскизы, чтобы видеть эффект света и тени, расстановка восковых фигурок в ящике, обращение к живым моделям - вот методика создания картин Н. Пуссена.
«Смерть Германика»
«Царство Флоры»
«Вдохновение эпического поэта»
«Аркадские пастухи»
«Пейзаж с Полифемом»
Полифем. Сюжет из «Метаморфоз» Овидия. В 13-й книге Галатея рассказывает о влюбленном в нее Полифеме: После того как у ног положил он сосну, что служила Палкой пастушьей ему и годилась бы смело на мачту, Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок, И услыхали его деревенские посвисты горы, И услыхали ручьи. В тени, за скалы укрывшись, С Акидом нежилась я и внимательным слухом ловила Издали песни слова, и память мне их сохранила.
Цикл «Времена года». Лето
Цикл «Времена года». Весна
Домашнее задание