Академическое красноречие Состязание ораторов
Цели учебного занятия: Дать исторический экскурс в начало европейской риторики Познакомить учащихся с видами, строением и языковыми особенностями красноречия Совершенствовать речь учащихся, обогащать её. Помочь школьникам излагать не только « чужой материал», но и готовить собственный текст. Развивать умения высказывать свои мысли связно и логично; развивать монологическую и диалогическую речь Воспитывать гармоническую личность: воздействовать на мышление и речь учащихся. Оборудование: Смарт-доска К. Чуковский «Живой как жизнь» С. Маршак «Воспитание словом» Л. Успенский « Тайна слова» Учебники по риторике Формы работы: групповая, индивидуальная
В. П. Острогорский Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Красноречие Красноречие (ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку. Формы красноречия Формы красноречия: 1. Торжественные проповеди 2. Судебные проповеди 3. Политические проповеди 4. Поучения 5. Беседы, интервью, диспуты
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Риторика Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще. Состоит риторика из пяти частей: Состоит риторика из пяти частей: 1. Нахождение материал 2. Расположение 3. Словесное выражение 4. Запоминание 5. Произнесение
Исторический экскурс 1. Какую задачу в обучении красноречию ставили перед собой софисты? 2. В чём состояло содержание риторики софистов? 3. Какое определение красноречию даёт Коракс? 4. На какие части делит Коракс ораторскую речь 5. Какова, по мнению Коракса, главная цель оратора? 6. Какое средство в обучении красноречию Коракс считал главным?
Аристотель ( г. до н.э.) Три части риторики 1. Анализ тех принципов, на основании которых оратор можёт побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего- нибудь, может хвалить или порицать что- нибудь. 2. Изложение тех личных свойств и особенностей оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своих целей. 3. Техническая сторона риторики: способы выражение, построение речи.
Цицерон Марк Тулий ( до н.э) Римский политический деятель, оратор, философ, поэт, писатель, переводчик 58 судебных и политических речей 19 трактатов по теории и истории красноречия
Квинтилиан Марк Фабий (35-96 до н.э.) Римский ритор ( учитель красноречия), автор учебника ораторского искусства «Наставления оратору»
Ломоносов Михаил Васильевич ( ) «Риторика» «Рассуждение о пользе книг церковных» «Краткое руководство к красноречию»
Особенности ораторского искусства 1. Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера). 2. Употребление местоимения мы. 3. Использование предложений с группами однородных членов. 4. Употребление книжной и разговорной лексики. 5. Использование изобразительно- выразительных средств. 6. Концовка, в которой подчёркивается основная мысли высказывания. 7. Репетиция выступления, выбор верного тона.
Дискуссия на тему «Дурные привычки, слабости, человеческие пороки» Какие привычки можно назвать дурными? Какие привычки можно назвать дурными? (называйте и доказывайте, почему вы так думаете, если кто-то не согласен, возражайте)
Дурные привычки 1. Шуметь среди людей 2. Громко говорить, привлекая внимание 3. Громко смеяться 4. Ковырять в носу 5. Грызть ногти 6. Свистеть в помещении 7. Плевать 8. Курить 9. Опаздывать 10. Грызть семечки в общественных местах 11. Рвать цветы на клумбе 12. Бросать в водоём камни 13. Ловить насекомых, птиц
Дискуссия на тему «Дурные привычки, слабости, человеческие пороки» Чем отличаются дурные привычки от пороков человека? Привычки Привычки – это поведение, образ жизни, склонность, привычки бывают плохие и хорошие Порок Порок – тяжёлые предосудительные недостатки, позорящее свойство
Дискуссия на тему «Дурные привычки, слабости, человеческие пороки» Назовите пороки людей? Как они мешают человеку быть культурным, воспитанным, порядочным?
Пороки: Лень Лживость Грубость Пьянство Наркомания Цинизм Жадность Алчность Стяжательство Властолюбие
Домашнее задание Написать сочинение: 1. «Что значит быть интеллигентным?» 2. «Воспитанный человек» 3. «Героизм мнимый и истинный»