ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Сергиевск м.р. Сепгиевский Самарской области Учитель русского языка и литературы: Крыпаева Лариса Юрьевна ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Русский язык. 9 класс.
Проверь себя! Простое Сложное Сложноподчиненное Сложносочиненное С придаточным изъяснительным С придаточным определительным С придаточным обстоятельственным С придаточным присоединительным ПРЕДЛОЖЕНИЕ
«Повтори и обобщи изученный материал» Задание: Проанализировав предложения, покаазанные на слайде, расставить знаки препинания, нарисовать схему СПП с разными видами придаточных предложений, указать виды придаточных и способы связи. 1. Я вернусь когда раскинет ветви по- весеннему наш белый сад. 2. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. 3. Из глубины балки где сгущался мрак, подуло ветром. 4. Если не примем мер будущее не придет само. 5. Родиной мы зовем нашу страну потому что в ней родились. 6. Собаки услышали что кто- то идет и с лаем бросились к нам навстречу.
Из истории вопроса о сложноподчиненном предложении Вопрос о сложноподчиненном предложении в его истории практически сводился к классификации придаточных частей. Впервые термин «придаточное предложение» встречается у грамматистов первой половины XIX в. - у А.Х. Востокова в «Русской грамматике» (1831) и у Н.И. Греча в «Практической русской грамматике» (1834).В названной работе А.Х. Востоков писал: «Вместо одного определительного или дополнительного слова может присовокуплено быть к подлежащему или сказуемому целое предложение придаточное» (5-е изд., 1842, с. 224). Тем самым было положено начало пониманию роли придаточного предложения как развернутого члена простого предложения. Этой же точки зрения придерживался и Н.И. Греч. Предложенная Н.И. Гречем классификация была уточнена и детализирована Н.И. Давыдовым, который различал три основных типа придаточных предложений: дополнительные, определительные и обстоятельственные.
Я живу в замечательном крае, Где кругом колосятся поля. Если где- то есть место для рая- Только здесь, где родная земля. Здесь мой дом, здесь живет моя мама, Здесь мой сад, где я яблоки драл. Я сюда возвращаюсь упрямо Отовсюду, где б ни побывал. (Н. Пышкин «Я живу в замечательном крае») «Родное слово» Задание: Найти на тексте слайда и проанализировать СПП с различными видами придаточных.
Чтоб, прозрев, молили вновь Россию взять Под Покров Царицы Неба и земли, Чтоб рассветы стали синими опять, Утоли мои печали, утоли. (Е. Грузкова «Утоли мои печали»)
Огнями Сергиевск сияет- Село встречает юбилей. Ведь триста лет- предлог немалый. Чтоб пригласить к себе друзей. Мы родились в краю привольном, Где Сок течет, цветут поля. Счастливей нет на свете доли, Чем быть с тобой, моя земля! (А. Димитров «Огнями Сергиевск сияет»)
Исследование Задание: Составьте схему предложения, определите вид подчинения придаточных. Объясните выделенные орфограммы. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не покаазывать.
Справка 1 [ Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущен), (хотя старался этого не покаазывать). ТАК КАК КОТОРЫЙ ХОТЯ
Самоконтроль: «Проверь себя» Задание: Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1ВАРИАНТ: Я пока..зал письмо Марь.. Ивановн.. ________ нашла его столь убедительно..м и трогательно..м ________ не сомневалась в успехе его. (А. Пушкин) 2ВАРИАНТ: Читатель вероятно уже догадался __________ дочь Кирилы Петровича ________ сказали мы ещё только несколько слов есть героиня наш..й повесть... (А. Пушкин)
Пр. изъяснит. Справка 2 1 [ Я покаазал письмо Марье Ивановне], (которая нашла его столь убедительноым и трогательноым), ( что не сомневалась в успехе его). 2 [Читатель, вероятно, уже догадался, ( что дочь Кирилы Петровича), (о которой сказали мы ещё только несколько слов), есть героиня нашей повестьи]. которая что о которой Пр. определит. Пр. обст. следствия
«Даешь «пятерку»!» Задание: Укажите предложение, которое соответствует данной схеме (знаки препинания не расставлены): ( – = ), [ = ], ( = ) и ( = – ). 1)Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость. 2)Когда батюшка очнулся то увидел что лежит на камне и что вокруг его суетятся слуги. 3)Никак не поймешь кто вы такой на самом деле и не знаешь как с вами держаться.
Справка 3 ( – = ), [ = ], ( = ) и ( = – ). 1.(Если б вместо Надежды был у меня сын), [ я не думал бы ], ( что будет со мною под старость ). ( Если ), [ ], ( что ). 2. ( Когда батюшка очнулся, то увидел ), ( что лежит на камне ) и ( что вокруг его суетятся слуги ). (Когда ), [ ], ( что ) и (что ). 3. [ Никак не поймешь, ( кто вы такой на самом деле ), и не знаешь ], ( как с вами держаться ). [, ( кто ), ], ( как ).