ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К.п.н., учитель физики МОУ гимназии 7 г. Балтийска Лопушнян Герда Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
Advertisements

монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
МОУ гимназия 7 г. Балтийска Международная научно-практическая конференция «Повышение квалификации педагогов: вчера, сегодня, завтра» 2012 год Использование.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
вопросы для сравненияакадемические учебные предметы компетентностные учебные предметы 123 Что это за предметы?история биология география химия физика.
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 63»
Зеленцова Е.О.. Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и воспринимать и основную мысль текста систематизировать устную и письменную материал.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Транксрипт:

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К.п.н., учитель физики МОУ гимназии 7 г. Балтийска Лопушнян Герда Анатольевна

компетентность демонстрация этих знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно-научных дисциплин

Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности преподавателя, которая включает систему научно- теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля (т. е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук)

Процесс формирования профессиональной компетенции учителя: основной ее компонент – предметная компетенция; историко-страноведческая, общественно-политическая, социальная и культурологическая компетенции дают возможность любому человеку, и особенно педагогу, ощущать себя в этом мире свободно и уверенно; психологическая и педагогическая компетенции - знания в области физиологии, психологии и педагогики; коммуникативная компетенция – чувствовать себя комфортно в любом обществе. Все это выливается в методическую компетенцию. Методология - учение об организации деятельности

Методическая компетенция включает методологические знания, профессионально- методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, особенностей аудитории, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.);

Предметных ключевых компетенций не существует, существуют предметные знания, умения и навыки, которые могут быть эффективно использованы на практике, если человек обладает набором различных компетенций. Например, физическая предметная компетенция – способность объяснить наблюдаемое явление на основе определенного закона (законов) природы; математическая предметная компетенция – готовность провести вычисления прикладного характера.

Такого рода базовые компетенции начинают формироваться в условиях профильного обучения на старшей ступени общего образования, а затем развиваются в системе профильного образования, где надстраиваются более узкие функциональные компетенции

Основная задача физики – сформировать представление о физической картине мира т.е. на уроках физики должны быть созданы условия для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности; приобретению способностей адаптироваться к современным условиям жизни (в частности, пониманию основ современных технологий)

Компетенции, которые должны быть сформированы в процессе обучения физики: Знаниевые компетенции Практические компетенции Исследовательские компетенции Учебно-информационные компетенции Данные компетенции у учащегося могут быть сформированы лишь в опыте собственной деятельности

Методы и формы обучения в ходе которых не развиваются компетенции Монолог учителя; Фронтально-индивидуальный опрос; Информируемая беседа; Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям, указанным учителем; Демонстрация видеофильма; Экскурсия; Традиционная контрольная (проверочная) работа.

Хочется отметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует! В данном случае речь идет о дополнительных акцентах, которые необходимо использовать.

Пример, объяснение нового материала. Некомпетентностный подход Сообщается тема урока, Изложение новой информации, Фронтально-индивидуальный опрос по теоретическим вопросам Решение типовой задачи Вопрос: «какие возникли вопросы по новой теме?» ПРОБЛЕМЫ: ФОРМИРУЕТСЯ ПСЕВДОКОМПЕТЕНЦИЯ-ПРИВЫЧКА ФАЛЬШИВИТЬ, ИМИТИРОВАТЬ ПРОЦЕСС РАБОТЫ, ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ ИДЕТ НА ЗАПОМИНАНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ Компетентностный подход Тема: « Дисперсия» Вопросы: «Почему окружающий нас мир цветной?». На сколько верно утверждение, что «счастливые люди видят мир сквозь розовые очки». Изложение новой информации, Фронтально-индивидуальный опрос по теоретическим вопросам (знаниевые компетенций) Разбор специально направленных вопросов (ситуаций) на подтверждение теоретических положений, Разбор ответов на поставленные вопросы в начале урока Выяснение проблемы: Какие явления окружающего мира вы можете объяснить с помощью новых знаний. ПРЕИМУЩЕСТВА Получили новые теоретические знания Разобрали их жизненный смысл Ответили на вопрос «ЗАЧЕМ?»

Задание: написать реферат Некомпетентностный подход Сообщается тема (V), На следующем уроке идет сбор работ и выставление оценок (или заслушивание пересказа текста). ПРОБЛЕМЫ: Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно- демонстрационный» продукт.

Компетентностный подход Сообщается тема (V) «Тепловые машины. История возникновения», задание делится между учащимися, н-р, по рядам в соответствии с определенными целями, поставленными педагогом. На следующем уроке идет работа: нужно заполнить таблицу в соответствии с датой создания машины, ее автора, какой стране принадлежит изобретение. компетенции: информационная (поиск и сбор информации, ее анализ, умение сжато изложить, обработка, умение упорядочить, наглядность...), мировоззрение, межпредметные связи,… Ответили на вопрос «ЗАЧЕМ?»

Методы формирования устной коммуникативной компетенции Все формы устного диалога, Доклады и сообщения, Ролевые игры, Учебные исследования и проекты (с защитой), Обсуждение, дискуссии, диспуты, Выступления на защитах учебных исследовательских работ в качестве оппонента,

Методы формирования письменной коммуникативной компетенции Ролевые и деловые игры (роли Пишущего и Читающего), Учебные исследования (анкетирование), Телекоммуникационные проекты, Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории, Рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных учащимися.

Комплексные методы Составление и защита рефератов (план, выводы, оформление, оформление библиографии, …), Подготовка плакатов, Подготовка презентаций, Подготовка учебных пособий.

Групповые формы работы (сотрудничество) Самостоятельная работа в парах по изучению и закреплению нового материала, Самостоятельная работа в группах по изучению и закреплению нового материала, Групповые мини-проекты, Групповые исследовательские и проектные работы (во внеурочное время), Работа в группах с использованием технологии сотрудничества,

Индивидуальная работа учащихся Индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения соисполнителей, Индивидуальные практико –ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Мини-проекты, Формирование проблемной компетенции