Русский язык, 3 класс Буквы согласных в корне слова
Вспоминаем то, что знаем Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб С.Я. Маршак. Прочитайте загадку. Посчитайте, сколько раз вы произнесли и услышали звук [п]. Что происходит с парным звонким согласным звуком в конце слова? Вспомните и запиши парные согласные звуки.
Работа в паре. Произнесите и послушайте слова. Какие согласные звуки вы слышите в конце и в середине слов? Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Понаблюдайте, в какой части слова находится этот звук. Что происходит с парным звонким согласным в этих словах в середине слова? Почему это происходит? (сравните по глухости-звонкости стоящие рядом звуки) Продолжите предложение: парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным ….. А парный глухой согласный перед звонким….. снег – снега друг – нет друга рассказ – рассказы луг - луга просьба сказка – рассказ лужки - луг Снежки - снег Подружка - друг Вспоминаем то, что знаем В каких словах уже есть знакомая вам орфограмма? Как проверить написание буквы согласного в конце слова? Запишите эти слова. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. Образец записи: дуб - дубы
Определяем основной вопрос урока просьба сказка – рассказ лужки - луг Снежки - снег подружка - друг снег – снега друг – нет друга рассказ – рассказы луг - луга В каких словах буквы согласных ещё не проверили? Какой возникает вопрос? Как проверить правописание букв согласных в середине слова? Можно ли использовать это же правило?
Решаем проблему, открываем новые знания просьба сказка – рассказ лужки - луг Снежки - снег подружка - друг снег – снега друг – нет друга рассказ – рассказы луг - луга Запишите остальные слова и проверочные к ним. снежки - снежок подружка – дружить сказка – сказочка лужки – лужок просьба - просить Какой звук должен быть в проверочном слове после проверяемого согласного? Как же проверить, какую букву согласного надо писать в конце и в середине слова? Вы уже можете сформулировать общее правило.
Сравниваем свой вывод с авторским Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный. Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так: Сад – сады. Косьба – косить. Дорожка – дороженька.
Сравниваем свой вывод с авторским Подбирать проверочное слово можно по-разному. 1. Можно изменить само это слово: бумажки – (нет) бумажек. 2. Можно подобрать к данному слову: однокоренное: низкий – низенький снежки – снежинка. Подумайте, как вы будете использовать правило, составьте инструкцию.
Сравниваем свой вывод с авторским Как пользоваться правилом 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным. 2. Если есть, подбираю проверочное слово. 3.Определяю, какую букву нужно писать. 4. Пишу слово. 5. Проверяю себя: обозначаю орфограмму.
Применяем новые знания. Развиваем умения Есть ли в этих словах орфограмма-буква согласного в середине слова? По какому признаку вы будете её искать? Дорожка, бледный, соседка, загадка, бодрость, резкий, указка, гордый, редкий, посадка, носки, просьба.
Сколь_ кий, озон_, каро_ка, ни_кий, выход_, малы_ка, ро_кий, ло_ка. Пользуясь инструкцией, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков. Обозначь орфограмму, запиши проверочные слова. Образец записи: скобочка – скобка, возить – воз. Применяем новые знания. Развиваем умения скользит – скользкий знобит – озонб низенький – низкий выходди – выходд малыши – малышка робеет – робкий лодочка – лодка ложечка - ложка
Итог урока Прилетели к морю мошки и мочалкой моют ножки. Вадим Левин Прочитайте стихотворение и назовите слова с орфограммой-буквой согласного в корне слова.