Использование фольклора в музыкальном воспитании и в развитии творческих способностей дошкольников КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Ермакова Светлана Владимировна МДОУ2 детский сад «Сказка» Музыкальный руководитель
Актуальность работы Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель работы установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по музыкальному воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи работы 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования фольклора и его воспитательных возможностей в вопросах воспитания и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию. 2. Изучить особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста с целью определения стратегии в применении фольклора в развитии творческих способностей. 3. Определить эффективность работы по использованию народного творчества как средства воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей фольклора для развития творческих способностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Возможности развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
Выводы В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры. Нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания. Не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре в общую систему занятий.
Детские песни 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 2) песни с припевом; 4) песни-пере гудки.
Этапы занятий 1 этап – развивающий, направленные на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков. Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству. 2 этап – репродуктивно- творческий. Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Фольклор 1) календарный фольклор 2) потешный фольклор; 3) игровой фольклор
Программные материалы Программы «Гармония», автор К.В. Тарасова Программы «Орфей», автор И.Г. Галянт Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю. Новицкая Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под редакцией Т.И. Оверчук «Программы эстетического воспитания» /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/, Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/, Музыкально-литературные разработки журнала «Музыкальная палитра» и др. Информационный издательский центр «Оливье»( для музыкальных работников) подписка
Коэффициент музыкального творчества детей возрастных групп
Благодарю за внимание!