Всероссийский конкурс «Учитель года России –2015» «Вместе всегда эффективнее!» Групповые формы работы – способ достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения. Валёва Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Барандатской СОШ Тисульского района Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери 1
Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность – требования ФГОС и современной жизни Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовывать совместную работу. Современный мир требует от людей постоянного взаимодействия. В своей педагогической работе мы постоянно сталкиваемся с крайним индивидуализмом детей, эгоизмом, неумением идти на компромисс, работать в команде. 2
на основе анализа научной, научно-методической, психолого- педагогической и учебной литературы изучить состояние проблемы организации совместной деятельности; реализовать на практике технологию организации совместной деятельности на уроках разных типов; определить наиболее оптимальную систему оценивания при организации совместной деятельности на уроках и во внеурочное время; определить эффективность использования технологии организации совместной деятельности на уроках, в основе которых лежит любая другая педагогическая технология. Цель моей работы: научить детей работать совместно Задачи: 3
Теоретическая основа опыта Проблема сотрудничества и педагогического общения Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова И.Л. Бим, В.А. Бухвалов, Е.И. Пассов Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева «Технология организации групповой работы» Технология сотрудничества Американские учёные: Р. Славин,Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон, группа Дж. Аронсона М. Новик Г.А. Цукерман Идеология обучения в сотрудничестве 4
Распределение учащихся по группам Выделение лидера Распределение ролей Представление и анализ работы Алгоритм организации совместной деятельности (этапы) Совместное выполнение задания 5
Приёмы работы в парах 1. Статическая пара Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель ученик Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) 12 6
2. Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Общее задание делится между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому
Варианты комплектования групп ФОТО 8
Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности 9
Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли источника информации 10
Виды групповой работы Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Мозаичная группа Прием «Зигзаг» 11
Окончательная оценка Алгоритм организации совместной деятельности (оценка) «Внешняя» оценка Коллективное оценивание группой участников других групп 1 группа Взаимооценивание в группе 3 группа Взаимооценивание в группе 2 группа Взаимооценивание в группе Коллективное оценивание группой участников других групп «Внешняя» оценка Анализ «внешней» оценки учителем оценка Возможность апелляции и повышения балла 12
Организация совместной деятельности Технология развития критического мышления Технология проведения интегрированного урока Театральная педагогика Обязательные результаты обучения Интеграция совместной деятельности и современных педагогических технологий 13
Пример совместно составленного опорного конспекта (урок русского языка и информатики, 3 класс) Имя прилагательное Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? чей? Изменяется по родам, числам и падежам Связано с существительным Делает нашу речь точной и выразительной 14
Совместная деятельность на интегрированном уроке математики и окружающего мира Третьеклассники на материале о явлениях и объектах природы составляли задачи и примеры на вычисление, работая с текстом учебника, со словарём, с энциклопедией и т.д., сотрудничая с соседом по парте, с учителем, работая в группе. 15
Театральная педагогика» и совместная деятельность – понятия неразделимые Всем очень понравилось играть роли и участвовать в спектакле. (Из сочинения школьника). 16
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный 17
Внеурочная деятельность: защита проектов Темы исследовательских работ учащихся 3-4-ых классов: Здоровое питание энергия жизни Путешествие в историю Тисульского района Животные Красной книги Кристаллы вокруг нас Мои права Моя большая и малая Родина Растения на лугу Тайна твоего имени Комнатные растения: помощники и вредители Инсценирование сказки 18
Предметные результаты РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СРЕДНИЙ БАЛЛ 3,7 4 класс 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 4,0 4 класс 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 4,2 Русский язык Матем атика Литера тура 19
Личностные и метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения; умение самостоятельно организовывать работу в группе; умение активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; сформировавшаяся в совместной работе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим, самому образовательному процессу и его результатам. 20
Всегда открыта к сотрудничеству (распространение опыта) Выступление на педсовете 21
«Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо!» Н.Хилл
Использованные источники: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2 м классе. – Начальная школа плюс До и После, Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Начальная школа , Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода. – Начальная школа плюс До и После, Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? – Начальная школа плюс До и После, Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Просвещение, Новик М.Технология групповой работы// Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников. – Завуч начальной школы, Селевко Г.К, Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении. – Рига, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М. : Просвещение, Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Просвещение,