1. Глаз человека от пыли и соринок защищен 1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой 2. Возникновению близорукости способствует чтение 1) черно-белого текста 2) текста в движущемся транспорте 3) текста, расположенного от глаз на расстоянии 3035 см 4) сложного текста 3. Зрительные рецепторы у человека расположены в 1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве 4. К возникновению близорукости может привести 1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа 3) повышенная возбудимость нервной системы 4) чтение текста на расстоянии 3035 см от глаз 5. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека? 1)затылочной 2)височной 3)лобной 4)теменной 6. Проводниковая часть зрительного анализатора 1)сетчатка 2) зрачок 3)зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга 7. Дальнозорким людям необходимо использовать очки: А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки В) так как они плохо видят близко Г) имеющие, двояковогнутые линзы, рассеивающие свет Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей Контроль знаний по прошлой теме
Б,В,Е Ответы
Установите соответствие номера и ответа Зрачок Роговица Стекловидное тело Хрусталик Сетчатка Зрительный нерв Желтое пятно Водянистая влага Ресничные мышцы Белочная оболочка Радужка Сосудистая оболочка Слепое пятно
1. хрусталик 2. склера 3. стекловидное тело 4. белочная оболочка 5. слепое пятно 6. зрительный нерв 7. сосудистая оболочка 8. сетчатка 9. ресничное тело 10. водянистая влага 11. зрачок 12. роговиц 13. радужка Ответы
изучение строения и функций анализаторов слуха и равновесия и ознакомление с профилактикой нарушения слуха. Задачи урока: Образовательная - формулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; - показать роль анализаторов в связи организма со средой; Развивающая - продолжить формирование и развития ключевых компетентностей учащихся Воспитательная - воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; Цель урока
Раздражители звуки гравитационное воздействие угловые ускорения (при вращении головы) вибрация
Общий вид органа слуха и равновесия 1. Ушная раковина 2. Наружный слуховой проход 3. Барабанная перепонка 4. Барабанная полость 5. Слуховые косточки 6. Слуховая (евстахиева) труба
Строение среднего и внутреннего уха 3. Барабанная перепонка 4. Барабанная полость 5 А. Молоточек 5Б. Наковальня 5В. Стремечко 7. Улитка 8. Преддверие 9. Три полукружных канала 10. Расширения (ампулы)
Восприятие звука
Строение костного лабиринта 11. Окно преддверия 12. Окно улитки
3 полукружных канала органы равновесия
Орган слуха воспринимает звуковые колебания в следующей последовательности Барабаннаяперепонка Слуховыекосточки Овальное окно преддверия лабиринта Перилимфаулитки Эндолимфа Перепончатой улитки улитки
Из каких частей состоит слуховой анализатор? Строение анализатора 1 часть 3 часть 2 часть ухо слуховой нерв Слуховая зона коры больших полушарий головного мозга
I II III C помощью текста (с.80-81) и рисунка ответьте на вопросы: 1. Какие отделы органа слуха обозначены цифрами I, II, III? 2. Каково строение этих отделов? Что обозначают цифры: 1-10? Функции отделов органа слуха 1. Какие функции выполняют наружное ухо, среднее и внутреннее ухо? 2. По материалу в тексте заполни в тетради следующую таблицу.
Таблица. Строение и функции отделов органа слуха Отделы уха СтроениеФункции 1. Наружное ухо 2. Среднее ухо 3. Внутреннее ухо
Строение слухового анализатора Части уха СтроениеФункции Наружное Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Защита (выделение серы) Улавливание и проведение звуков Среднее Слуховые косточки: -молоточек -наковальня -стремечко Евстахиева труба Косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба - выравнивание давления в среднем ухе. Внутреннее Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью и жидкостью, кортиев орган Слуховые рецепторы кортиева органа преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП Орган равновесия: 3 полукружных канала, отолитовый аппарат Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону КБП
ЛАБИРИНТ Полукружные каналы Ускоренное движение Движение жидкости в лабиринте Рецепторные клетки Отолитовый аппарат 2 мешочка(круглый и овальный ) Повороты и наклоны головы Смещение отолитов Рецепторные клетки ОРГАН РАВНОВЕСИЯ
Задание 1 объясните работу органов равновесия Для этого посмотрим отрывок видеоматериала
Для этого просмотрим видеоматериал Задание 2 объяснить работу слухового аппарата
Сколько частей выделяют у органа слуха? Сколько полукружных каналов имеет орган равновесия? В какой части органа слуха находятся слуховые рецепторы? Чем наружное ухо ограничено от среднего? Где расположен орган равновесия Вопросы для закрепления материала