ЗА ГАД К А
Задача урока : Познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, подбирать к ним однокоренные слова.
Основа твёрдая окончание Основа мягкая Окончание Природ- Рек- Неб- а, о, у, ы -а -о... Зар- Пол- Степь... ь, и, е, ё, ю, я -я -е -...
Корень- это 1. Подземная часть растения. 2.Начало, источник чего-нибудь. 3. В грамматике – часть основы слова, в которой заключено его значение.
Вывод: Слова, образованные от одного корня называются однокоренными.
Вывод: Корень слова-общая часть родственных слов. Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова. Входить, вход, входной -это однокоренные слова. Вход, у входа - это разные формы одного и того же слова. Окончание образует формы слова.
1 группа Задание:собери в копилку как можно больше родственных слов с корнем. Сад- Лес- Род- Уч- 2 группа Задание: Образуйте группу слов, связанных со словами школа, дом. Школа, дом, домовой, школьник, домашний, школьница, пришкольный, домик. 3 группа Задание: назовите одним словом 1. Небольшая мелкая рыба. 2. Рыбная ловля. 3. Человек, занимающийся рыбной ловлей. 4. Ловить рыбу. Слова для справок: рыбалка, рыбка, рыбачить, рыбак.
Найди свой домик
Признаки однокоренных слов Имеют общую часть близки по смыслу
Игра «Хлопаем в ладоши» Условие: если пары однокоренные – хлопайте, Если пары не однокоренные поднимите руки. Лес-лесник Вода-водопад Сад-садовник Дом-дым Поле-море Родина-родной Природа-край Обед-стол Зима-зимний Друг-дружба
Чужак Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Задание. 1. Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень. 2. Найдите формы одного и того же слова. 3. Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода?
Признаки однокоренных слов Имеют общую часть близки по смыслу
Дятел - тоқылдақ Губит- құртады Вредные насекомые-зиянды жәндіктер Личинки- құрттар Липкий- жабысқақ Зазубринки - кетілген
1. О какой птице говорится в тексте? 2. Как уничтожает вредных насекомых дятел? 3. Почему дятла можно назвать «лесным доктором»? Кого мы называем доктором? 4. Птицы полезны для природы? 5. Вы им помогаете?
«К 2030 году Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом... Он будут старого следить, чтобы не мутнела вода, которую он пьет, а природа, в которой он живет, и воздух, которым он дышит улучшались. И такой Казахстан строим мы сегодня, а чтобы быть настоящими гражданами своей страны, мы должны любить и беречь природу». Н.А.Назарбаев
Упражнение 150,стр.65 Написать мини-сочинение на тему: «Охранять природу-значит охранять Родину»