МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ЧЕГО? КОГДА? КАК?
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы: лучше понять ребенка; определить интересы; выбрать правильные педагогические стратегии; увидеть изменения в их физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии в течение всего времени взаимодействия с ними; получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка; найти способы, позволяющие наилучшим образом разрешать проблемные ситуации;
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители; видеть как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе НОД осмысливаются, трансформируются и используются ими в самостоятельно; внести изменения в развивающую среду;
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? определить моменты, вызывающие озабоченность; внести изменения в учебный план; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребенка.
ЧТО ТАКОЕ «НАБЛЮДЕНИЕ»? Наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими. При организации процесса наблюдения ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений. Регистрация фактов – это процесс документирования наблюдаемого. Наблюдение может быть отстраненным и включенным.
ТРЕБОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЮ наблюдение должно быть детализированным и описательным (для достижения объективности понимания происходящего, оценки ситуации в развитии ребенка); наблюдение должно обеспечить надежность и достоверность (записываются только факты, а не их интерпретация); рефлексия и интерпретация увиденного – анализ собранных фактов, понимание сути происходящего, выстраивание в логической последовательности причин и следствий.
Процесс наблюдения должен быть: целенаправленным постоянным объективным описательным интегрирующим рефлексивным достоверным Основная ценность наблюдений за детьми в том, что можно видеть каждого ребенка как отдельную личность, обладающую и реализующую свой собственный потенциал развития и образовании
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Регистрация эпизодов Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Повествовательные или дневниковые заметки Дневниковые записи (альбомы) ребенка Карта наблюдения
НОРМАТИВНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ Н.А. КОРОТКОВОЙ И П.Г. НЕЖНОВА В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами ); учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА творческая инициатива познавательная инициатива инициатива как целеполагание и волевое усилие коммуникативная инициатива
Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально- мотивационные характеристики деятельности Направления развития 1 дуров.2 дуров.3 дуров. 1)творческая инициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива - любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6-7 лет
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ КОРОТКОВА Н.А., НЕЖНОВ П.Г. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ. – М., дуровень: Активно развёртывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы- заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развёртывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ 2 дуровень: Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я - шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развёртывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развёртывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ 3 дуровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создаёт предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развёрнутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Подсчет частот и временных промежутков Портфолио Интервью и беседы с детьми Открытые вопросы Интервью на литературные темы Беседы с родителями Листы самоанализа
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Средства ведения наблюдений Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш. Другие раскладывают листки бумаги и карандаши по всей групповой комнате. Некоторые воспитатели используют конец дня, чтобы зафиксировать конкретные сведения и общее впечатление в дневнике. Другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка (ежедневно перебирая карточки, воспитатель обеспечивает ведение записей, с охватом всех детей группы). !!! трудность составляет не только процесс ведение наблюдений, но и содержание записей.
КТО И КОГДА ВЕДЕТ НАБЛЮДЕНИЯ? В ДОУ - педагог !!! Если в группе по списочному составу 26 детей. Рабочих дней в месяц 21–22. Значит, при ежедневном наблюдении за детьми в течение месяца должна появиться 21–22 записи! Дома - родители
Спасибо за внимание