ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
«ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИМ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, ОКАЗЫВАЯСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УМСТВЕННОМ УРОВНЕ В СРАВНЕНИИ С ТЕМИ, КТО ТАКОЙ ШКОЛЫ НЕ ПРОШЁЛ» К.А.ТИМИРЯЗЕВ
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Формирование познавательной инициативы у детей. Формирование познавательной инициативы у детей. Познание окружающего мира Познание окружающего мира Создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обучение детей самостоятельному проведению опытов (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдению техники безопасности. Обучение детей самостоятельному проведению опытов (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдению техники безопасности. Развитие у детей чувственного аппарата (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развитие у детей чувственного аппарата (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Совершенствование интеллектуальных способностей: наблюдательности, сравнения, умения находить отличия, познания причины и т.д. Совершенствование интеллектуальных способностей: наблюдательности, сравнения, умения находить отличия, познания причины и т.д. Развитие у детей способностей к прогнозированию, планированию, построению гипотезы. Развитие у детей способностей к прогнозированию, планированию, построению гипотезы. Развитие познавательной активности. Развитие познавательной активности. Развитие самостоятельности детей в постановке целей, прогнозировании событий, предпринимаемых действиях. Развитие самостоятельности детей в постановке целей, прогнозировании событий, предпринимаемых действиях. Поощрение оригинальности и выразительности решений. Поощрение оригинальности и выразительности решений.
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Способствует обогащению памяти ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Способствует развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности
СВЯЗЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ формирование элементарных математических представлений познание укрепление здоровья развитие речи физическое воспитание художественное творчество труд чтение художественной литературы
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ экспериментирование; экспериментирование; исследование; исследование; коллекционирование; коллекционирование; проектирование. проектирование.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых знаний (познавательная форма) продуктов творчества (продуктивная форма). Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Детское экспериментирование – пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения, опыта, эксперимента; 4. обсуждение увиденных результатов; 5. формулировка выводов.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТИМУЛИРУЕТ ИНТЕРЕС СТИМУЛИРУЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОБСУЖДАЕТ ВАРИАНТЫ ПОИСКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТА ПОМОГАЕТ В СОСТАВЛЕНИИ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ, ПРАВИЛ И ОГРАНИЧЕНИЙ
ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ Видеть проблемы интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Видеть проблемы интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Выдвигать гипотезы, строить предположения. Выдвигать гипотезы, строить предположения. Задавать вопросы. Задавать вопросы. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. Классифицировать. Классифицировать. Наблюдать. Наблюдать. Делать выводы и умозаключения. Делать выводы и умозаключения.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.