Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры
Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема двух культур. 4. Возрастание роли науки в современном обществе. Вопрос об ответственности ( самостоятельно ).
Дж. Бернал (1901- Социальная функция науки (1938) Наука в истории общества.: М., 1956.
Три основных формы: как форма деятельности ; как система или совокупность дисциплинарных знаний ; как социальный институт.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Цель науки: предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии).
Основная задача науки : выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.
Основные функции науки: культурно- мировоззренческая; непосредственной производительной силы; социальной силы.
Стёпин В. Теоретическое знание. – С ( Специфика научного познания, с. 18)
Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами.
Структурные характеристики элементарного акта деятельности Субъект Предмет Продукт
Передача человеческих функций механизмам приводит к новому представлению о силах природы Субъект Предмет Продукт О. тр. Наука
Деятельность регулируется ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель на вопрос: что должно быть получено в деятельности? Цель это идеальный образ продукта.
Науку необходимо отличать от Мифологии; Мистики; Религии; Искусства; Идеологии: Техники Философии
Характерные черты науки УНИВЕРСАЛЬНА ОБЩЕЗНАЧИМА СИСТЕМАТИЧНА ПРЕЕМСТВЕННА ДОСТОВЕРНА РАЦИОНАЛЬНА ФРАГМЕНТАРНА ОБЕЗЛИЧЕНА НЕЗАВЕРШЕНА КРИТИЧНА ВНЕМОРАЛЬНА ЧУВСТВЕННА
Что такое естествознание ? Раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Ч. П. Сноу ( ) Две культуры и научная революция// Портреты и размышления, М С
в 1959 г. Сформулировал проблему разрыва между составляющими культуры: гуманитарным знанием, искусством и естествознанием.
Особенности двух типов знания: Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное субъективно. Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное не обязательно.
Предмет гуманитарно- художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания типичен. Гуманитарный метод в отличие от естественнонаучного создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета.
Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем. Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная на язык терминов и чисел.