Выполнила: Студентка группы Стерхова Ксения
В центре концепции Ж. Пиаже положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте
Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики.
Ассимиляция процесс приспособления новой информации к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия. Аккомодация пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем и выработка новых, усвоенных понятий.
С ОГЛАСНО П ИАЖЕ, ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ БОЛЬШИХ ПЕРИОДОВ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТРЕХ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР 1. Сенсомоторный интеллект (0 - 2 года) 2. Период конкретных операций ( лет) 3. Период формальных операций (11/12 14/15 лет
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА ) Для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур сенсорных и моторных способностей. Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок.
П ЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (2-12 ЛЕТ ) Дооперациональная стадия, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 7 лет, Формируются образно- символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений. Ребенок в этом возрасте активно опирается на представления о предметах. Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждения, а интуитивно. Малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования.
Э КСПЕРИМЕНТЫ Ж.П ИАЖЕ Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше. Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта.
Стадия конкретных операций (6/7- 11/12 лет) Возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Появление сохранения важная ступень в познавательном развитии, поскольку оно способствует обратимости мышления. Обратимость, характеризующая способность ребенка менять направление мысли, умение мысленно вернуться к первичным, исходным данным, позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине и площади, массе, весе и объеме. Представление о сохранении и обратимость мышления это необходимые условия для классификации, группировки предметов, явлений и событий.
П ЕРИОД ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (11/1214/15 ЛЕТ ) Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения. Оно позволяет подросткам впервые задать вопрос типа «а что будет, если...», проникать в мысли других людей, принимать в расчет их точки зрения, мотивы, ценности, идеалы. Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.