Роль нейропсихологической помощи в коррекции письменной речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование регулятивных компетенций как средство повышения грамотности школьников Формирование регулятивных компетенций как средство повышения грамотности.
Advertisements

Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Материалы для родителей. 1. Ребёнок правильно произносит все звуки. 1. Ребёнок правильно произносит все звуки. 3. Умеет выделять слова из предложения,
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Физическая подготовка и ритмика Деятельность педагога Соблюдение санитарно – гигиенических норм, максимальных требований к нагрузке на детей Организация.
МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетский район Образовательный проект «Орфография на пять» Малёнкина Лариса Владимировна Малёнкина.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Как стать грамотным Дефектолог ПМПК Вергасова Т. П.
Психологическая готовность к школьному обучению Знания и умения : читать, писать, считать не гарантируют будущему первокласснику успех в школьном обучении.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Функциональная незрелость головного мозга ребенка.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Транксрипт:

Роль нейропсихологической помощи в коррекции письменной речи.

В современной детской популяции примерно 25% детей испытывают трудности в освоении письма и грамотности.

Наиболее часто встречающиеся проблемы : Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и замена букв и слогов на письме ; Нечитаемый почерк ; Незнание основных правил орфографии и ошибки в письме « на правило »; Несоответствие между знанием правил и письмом ; Неумение составлять связные, логичные тексты ; Нелюбовь или даже ненависть к чтению ; Негативное отношение к урокам русского языка

Нейропсихологиче ский Социально - психологический Психологический

Нейропсихологический аспект Несформированность двигательных функций рук ; Несформированность речевого внимания ; Несформированность зрительно - пространственных представлений ; Несформированность межполушарного взаимодействия

« Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого - либо одного центра ; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга » А. Р. Лурия

Недостаточность I ФБМ : Быстрое утомление, и как следствие – отвлекаемость, невнимательность, лишняя подвижность ; Мешает другим детям, отвлекает их ; Хороший интеллектуальный уровень в условиях непродолжительной работы или работы с частыми перерывами.

Недостаточность II ФБМ : « Проблемы с памятью »: быстро « забывает », как правильно пишутся буквы, их сочетания ; « Зеркальное письмо » в следствие несформированных пространственных представлений ; Нарушение фонематического слуха ; Нарушение зрительного восприятия

Недостаточность III ФБМ : Несоблюдение правил ( невозможность их соблюдения ) Правил грамматики Общих правил и норм поведения

Примеры ошибок Отсутствуют пропуски между словами и предложениями ; Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые переносы ; Зеркальное написание букв ; Повторение одной и той же буквы ( пироп ); Замена букв : б - д, ж - х ; и - у ; т - п ; Ошибки в ударных слогах ; Пропуск букв, перестановка букв и слогов внутри слов, не дописывание слов ; « забывание » начертания редко встречающихся букв ( э, ъ ) или прописных букв ; Нечитаемый почерк, слишком мелкий или слишком крупный почерк, перепады от мелкого к крупному.

Советы учителю : Не торопите неуспешного ребенка ; Постарайтесь, чтобы ребенок не демонстрировал при одноклассниках свою несостоятельность ; Воздержитесь от пометок в тетради и дневнике ; Постарайтесь избегать отрицательных оценок ; Введите систему поощрений за хорошо написанные работы ; Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими.

Советы родителю Знайте все задания по русскому языку вашего ребенка и тщательно следите за выполнением. Не забывайте, что это его задания, а не ваши ; Избегайте отрицательных высказываний. Поощряйте его за каждый успех. Радуйтесь его успехам

Советы родителю : Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зону жестким полотенцем. По утрам полезен контрастный душ.

Не забывайте о правильном питании

Советы родителям : « Собирание умных мыслей »; Сочиняйте смешные стихи ; Не забывайте о свежем воздухе, попробуйте играть в словесные игры на свежем воздухе ; Не забывайте о чтении

Чтение – это важно ! Расширение словарного запаса ; Непроизвольное запоминание написания слов ; Основа для грамотной устной речи ; Понимание логико - грамматических конструкций

Причины нелюбви к чтению Нейропсихологические ; Педагогические ; « Школьные »

Стимулирования процесса чтения учителем : Постоянно обращайтесь к книжным примерам ; Составьте на лето индивидуальный список для каждого ребенка соответственно его возрасту и интересам ; Говорите о пользе семейного чтения ; Смотрите фильмы по мотивам произведений, обсуждайте разницу ; Советуйте использовать аудиокниги

Стимулирования процесса чтения родителем : Читайте сами ; Дарите детям книжки ; Пусть у ребенка будут те книги, которые ему интересны ; Читайте детям на ночь ; Ищите ответы на вопросы в книгах, научите ребенка пользоваться словарями, энциклопедиями

Повышение мотивации к письму : Введите домашнюю переписку ; Создавайте, подписывайте открытки ; Найдите родственника или знакомого, который будет переписываться с ребенком ; Посоветуйте ребенку вести дневник

Современные « беды » Безотрывное письмо Скоростное чтение

КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ

ПРОБЛЕМА 1: пропуск букв в словах Причина – несформированность образа слова. Элементы образа слова : Фонетический ; Семантический ; Грамматический ; графический.

Упражнения : « Магазин »; « Кузовок »; « Арабское письмо »; « Древнерусское письмо »; « Робот »; « Волшебный диктант »; « Словесный мяч »; « Словесные цепочки »; « Виселица »; « Алфавит »;

ПРОБЛЕМА 2: замена букв на письме Причины : 1. Несформированность зрительно - пространственных функций ( б - д, и - у, т - п ); 2. Несформированность фонематического слуха ; 3. Отсутствие устойчивого образа буквы 4. Несформированность кинестетического анализа ( а - я, у - ю )

Упражнения при смешении букв при зрительно - пространственных дефектах : « Потерянный объект »; « Исполнитель »; « Робот »; « Зеркальное рисование »; Подключение тактильного анализатора

Упражнения при смешении букв по фонетико - фонематическому сходству : услышалипроизнеслиотличилизаписали

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико - артикуляторным свойствам Закрепление звукового образа : - повторение слов из списка ; - Пропуски звука в слове ; - Скороговорки ; -

ПРОБЛЕМА 3: словарные слова Причина : ребенок не просто не может запомнить слово, он не знает, КАК это сделать.

Алгоритм запоминания словарных слов : Объяснять значения слов Орфографическое чтение вслух Одновременно писать и произносить словарное слово Записать по памяти Проверить по образцу

ПРОБЛЕМА 4: правила Причина : отделение « теории » от « практики »

Упражнения на отработку правил Настольные игры с правилами ; Грамматическое лото ; Игры со словами и правилами

ПРОБЛЕМА 5: неумение рассуждать, описывать, рассказывать Причина : невысокий уровень развития устной речи.

Факторы, влияющие на развитие устной речи ребенка : Речевая среда дома ; Положительные эмоции, сопровождающие речевую активность ребенка ; Потребность в самовыражении ; Стремление к полноценному общению со взрослым ; Потребность познавать окружающий мир ; Речевая активность ; Тренировка физиологических механизмов, обеспечивающих процессы речи ; Обучение : целенаправленное обучение при поступлении в школу

Развитие речи на уровне словосочетания Упражнения по образцу « Эхо » Составление предложений по аналогии Конструктивные Собери предложения Собери пословицы Творческие Описание любого предмета Дописывание текста Составление рассказа по картинкам « Сказочки »

Спасибо за внимание ! МОУ центр « Развитие » пр - т Ленина, 26 тел.: (4852) ; http: //center-razv.edu.yar.ru