Роль нейропсихологической помощи в коррекции письменной речи.
В современной детской популяции примерно 25% детей испытывают трудности в освоении письма и грамотности.
Наиболее часто встречающиеся проблемы : Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и замена букв и слогов на письме ; Нечитаемый почерк ; Незнание основных правил орфографии и ошибки в письме « на правило »; Несоответствие между знанием правил и письмом ; Неумение составлять связные, логичные тексты ; Нелюбовь или даже ненависть к чтению ; Негативное отношение к урокам русского языка
Нейропсихологиче ский Социально - психологический Психологический
Нейропсихологический аспект Несформированность двигательных функций рук ; Несформированность речевого внимания ; Несформированность зрительно - пространственных представлений ; Несформированность межполушарного взаимодействия
« Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого - либо одного центра ; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга » А. Р. Лурия
Недостаточность I ФБМ : Быстрое утомление, и как следствие – отвлекаемость, невнимательность, лишняя подвижность ; Мешает другим детям, отвлекает их ; Хороший интеллектуальный уровень в условиях непродолжительной работы или работы с частыми перерывами.
Недостаточность II ФБМ : « Проблемы с памятью »: быстро « забывает », как правильно пишутся буквы, их сочетания ; « Зеркальное письмо » в следствие несформированных пространственных представлений ; Нарушение фонематического слуха ; Нарушение зрительного восприятия
Недостаточность III ФБМ : Несоблюдение правил ( невозможность их соблюдения ) Правил грамматики Общих правил и норм поведения
Примеры ошибок Отсутствуют пропуски между словами и предложениями ; Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые переносы ; Зеркальное написание букв ; Повторение одной и той же буквы ( пироп ); Замена букв : б - д, ж - х ; и - у ; т - п ; Ошибки в ударных слогах ; Пропуск букв, перестановка букв и слогов внутри слов, не дописывание слов ; « забывание » начертания редко встречающихся букв ( э, ъ ) или прописных букв ; Нечитаемый почерк, слишком мелкий или слишком крупный почерк, перепады от мелкого к крупному.
Советы учителю : Не торопите неуспешного ребенка ; Постарайтесь, чтобы ребенок не демонстрировал при одноклассниках свою несостоятельность ; Воздержитесь от пометок в тетради и дневнике ; Постарайтесь избегать отрицательных оценок ; Введите систему поощрений за хорошо написанные работы ; Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими.
Советы родителю Знайте все задания по русскому языку вашего ребенка и тщательно следите за выполнением. Не забывайте, что это его задания, а не ваши ; Избегайте отрицательных высказываний. Поощряйте его за каждый успех. Радуйтесь его успехам
Советы родителю : Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зону жестким полотенцем. По утрам полезен контрастный душ.
Не забывайте о правильном питании
Советы родителям : « Собирание умных мыслей »; Сочиняйте смешные стихи ; Не забывайте о свежем воздухе, попробуйте играть в словесные игры на свежем воздухе ; Не забывайте о чтении
Чтение – это важно ! Расширение словарного запаса ; Непроизвольное запоминание написания слов ; Основа для грамотной устной речи ; Понимание логико - грамматических конструкций
Причины нелюбви к чтению Нейропсихологические ; Педагогические ; « Школьные »
Стимулирования процесса чтения учителем : Постоянно обращайтесь к книжным примерам ; Составьте на лето индивидуальный список для каждого ребенка соответственно его возрасту и интересам ; Говорите о пользе семейного чтения ; Смотрите фильмы по мотивам произведений, обсуждайте разницу ; Советуйте использовать аудиокниги
Стимулирования процесса чтения родителем : Читайте сами ; Дарите детям книжки ; Пусть у ребенка будут те книги, которые ему интересны ; Читайте детям на ночь ; Ищите ответы на вопросы в книгах, научите ребенка пользоваться словарями, энциклопедиями
Повышение мотивации к письму : Введите домашнюю переписку ; Создавайте, подписывайте открытки ; Найдите родственника или знакомого, который будет переписываться с ребенком ; Посоветуйте ребенку вести дневник
Современные « беды » Безотрывное письмо Скоростное чтение
КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
ПРОБЛЕМА 1: пропуск букв в словах Причина – несформированность образа слова. Элементы образа слова : Фонетический ; Семантический ; Грамматический ; графический.
Упражнения : « Магазин »; « Кузовок »; « Арабское письмо »; « Древнерусское письмо »; « Робот »; « Волшебный диктант »; « Словесный мяч »; « Словесные цепочки »; « Виселица »; « Алфавит »;
ПРОБЛЕМА 2: замена букв на письме Причины : 1. Несформированность зрительно - пространственных функций ( б - д, и - у, т - п ); 2. Несформированность фонематического слуха ; 3. Отсутствие устойчивого образа буквы 4. Несформированность кинестетического анализа ( а - я, у - ю )
Упражнения при смешении букв при зрительно - пространственных дефектах : « Потерянный объект »; « Исполнитель »; « Робот »; « Зеркальное рисование »; Подключение тактильного анализатора
Упражнения при смешении букв по фонетико - фонематическому сходству : услышалипроизнеслиотличилизаписали
Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико - артикуляторным свойствам Закрепление звукового образа : - повторение слов из списка ; - Пропуски звука в слове ; - Скороговорки ; -
ПРОБЛЕМА 3: словарные слова Причина : ребенок не просто не может запомнить слово, он не знает, КАК это сделать.
Алгоритм запоминания словарных слов : Объяснять значения слов Орфографическое чтение вслух Одновременно писать и произносить словарное слово Записать по памяти Проверить по образцу
ПРОБЛЕМА 4: правила Причина : отделение « теории » от « практики »
Упражнения на отработку правил Настольные игры с правилами ; Грамматическое лото ; Игры со словами и правилами
ПРОБЛЕМА 5: неумение рассуждать, описывать, рассказывать Причина : невысокий уровень развития устной речи.
Факторы, влияющие на развитие устной речи ребенка : Речевая среда дома ; Положительные эмоции, сопровождающие речевую активность ребенка ; Потребность в самовыражении ; Стремление к полноценному общению со взрослым ; Потребность познавать окружающий мир ; Речевая активность ; Тренировка физиологических механизмов, обеспечивающих процессы речи ; Обучение : целенаправленное обучение при поступлении в школу
Развитие речи на уровне словосочетания Упражнения по образцу « Эхо » Составление предложений по аналогии Конструктивные Собери предложения Собери пословицы Творческие Описание любого предмета Дописывание текста Составление рассказа по картинкам « Сказочки »
Спасибо за внимание ! МОУ центр « Развитие » пр - т Ленина, 26 тел.: (4852) ; http: //center-razv.edu.yar.ru