Системно - деятельностный подход в обучении Джентимирова Халида Айнадиновна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 9
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К. Д. Ушинский
Создание проблемных ситуаций –одно из требований ФГОС к современному уроку 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напе´ш - ЕТЕ напеш – и´- ТЕ Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС :
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? Работа с текстом
Инсерт ( чтение с пометами ) Инсерт ( чтение с пометами ) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков : «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.
Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И. С. Тургенева « Му - му » создается такой кластер : Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му - му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, напесанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн ( пять строк ) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн : Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из - за жестокости людей человек
Пирамида обучения ( средний % усвоения материала ) обучение других практические действия дискуссионные методы демонстрация аудиовизуальные методы чтение лекция 90% 70% 50% 30% 20% 10% 5%
Интерактивные методы
Структура интерактивного занятия Мотивация Объявление прогнозируемых результатов Предоставление необходимой информации Интерактивное упражнение Подведение итогов
Сущность интерактивных методов В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: Скажи мне- и я забуду, Покажи мне- и я могу запомню, Дай сделать – и я пойму.
Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового.