Решение задач на смеси МОУ «Кисловская СОШ» Томского района Томской области Кисловка – 2009 г. Урок проводят: учитель математики Баранникова Е. А., учитель химии Демченко Л. В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИЯ-МАТЕМАТИКА 9 КЛАСС
5 г хлорида магния получено при обработке 6,5 г смеси оксида и бромида магния соляной кислотой. Определить состав смеси. ДАНО: m(MgO+MgBr 2 )= m(MgCl 2 )= m(MgO)-? m(MgBr 2 )-? Задача 1
Составим уравнения реакций: M(MgO)= 40 г/моль M(MgBr 2 )= 184 г/моль M(MgCl 2 )= 95 г/моль
Составим систему уравнений: х г – А г 40 г/моль – 95 г/моль (2) у г – В г 184 г/моль – 95 г/моль А = 2,4х В = 0,5у
Методы решения систем уравнений: Метод подстановки Метод сложения Графический метод
Способ сложения:
Способ подстановки:
Имеется раствор, содержащий одновременно соляную и азотную кислоты. Определить массу каждой из кислот, если при нейтрализации 7 г. этого раствора расходуется 47,25 г. 20% раствора КOH. ДАНО: w(КОН)=20% m р-р (KOH)= 47,25 г m(HCl + HNO 3 )= 7 г m(HCl) – ? m(HNO 3 ) – ? Задача 2
Составим уравнения реакций: M(KOH)= 56 г/моль M(HNO 3 )= 63 г/моль M(HCl)= 36,5 г/моль
Составим систему уравнений: х г – А г 36,5 г/моль – 56 г/моль (2) у г – В г 63 г/моль – 56 г/моль А = 1,53х В = 0,89у
Систему уравнений решить самостоятельно. I вариант – методом подстановки; II вариант – графическим методом.
Метод подстановки:
Графический метод: Для у 1 Для у 2 хуху 07010,6 2527,2 7043,8
7,5 грамма смеси цинка и железа обработали соляной кислотой, при этом выделилось 2,78 л водорода. Определите состав смеси в граммах. Задача 3 ДАНО: V(H 2 ) = 2,78 л m(Zn + Fe) = 7,5 г m(Zn) – ? m(Fe) – ?
Уравнения реакций M(Zn)= 65 г/моль M(Fe)= 56 г/моль
Составим систему уравнений: х г/моль – А л 65 г/моль – 22,4 л (2) у г/моль – В л 56 г/моль – 22,4 л А = 0,34х В = 0,4у Выбрать любой способ решения и решить самостоятельно
Метод подстановки Метод сложения
Графический метод:
Домашнее задание При взаимодействии нитрата серебра и 2,66 г смеси хлорида натрия и хлорида калия получено 5,74 г хлорида серебра. Сколько хлорида натрия и хлорида калия содержалось в смеси (в граммах)?
Математические методы исполь- зуются при решении задач с практическим содержанием. Это могут быть задачи по физике, химии, биологии и т.д. Надо только правильно составить уравнения, решения которых с математической точки зрения достаточно просты. Заключение
Спасибо за работу!