Физические явления
Человек и все, что его окружает и живая и неживая природа, непрерывно изменяются. И с веществами происходят разнообразные изменения, или явления.
Вещество может быть измельчено в порошок, расплавлено, растворено и вновь выделено из раствора. При этом оно останется тем же самым веществом.
Куски сахара можно измельчить в ступке в мелкий, как пыль, порошок. Сахарные пылинки можно разглядеть лишь в микроскоп. Куски сахара мы дробим на еще более мелкие частички не прибегая к молотку и ступке, просто растворяя его. Выпарим из раствора сахара воду, и молекулы сахара опять соединятся друг с другом в кристаллы. При измельчении и растворении в воде сахар остается сахаром.
При испарении вода переходит в пар. Водяной пар это вода в газообразном состоянии.
При охлаждении вода превращается в лёд. Лёд – это вода в твердом состоянии. Мельчайшая частичка воды это молекула воды. Мельчайшая частичка льда и водяного пара тоже молекула воды.
Жидкая вода, лед и водяной пар не разные вещества, а одно и то же вещество ( вода ) в разных агрегатных состояниях.
Во внешней оболочке Солнца, где температура около 6000° С, металлы находятся в газообразном состоянии. Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое. Любой металл можно не только расплавить, т. е. перевести в жидкое состояние, но и превратить в газ.
Наоборот, газ путем охлаждения может быть переведен в жидкое и твердое состояние, например углекислый газ в « сухой лед ». При всех этих явлениях других веществ не образуется. Как нам известно из курса физики, явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, относят к физическим явлениям.
Загадки На огне котел стоит, А в котле вода кипит. Жидкость стала убывать. Что же стало прибывать ?
Загадки В каком агрегатном состоянии Джин, Если он без труда покидает кувшин ?
Загадки В трубку дует стеклодув, Ваза получается. Здесь расплавленным стеклом Форма заполняется. Свойство жидкости назвать Всем нам предлагается.
Вопросы для закрепления Относится ли к физическим явлениям : а ) образование облаков, б ) фильтрование, в ) кристаллизация, г ) испарение ? Почему ? Какие физические явления вы наблюдали : а ) в домашних условиях, б ) в школьных мастерских, в ) в природе ?
Вопросы для закрепления Какие способы можно применить для разделения смесей : а ) железных опилок с медными, б ) мела с сахаром, в ) растительного масла с водой ? Как выделить поваренную соль из ее раствора в воде ? Укажите в каждом случае, на каких свойствах веществ, составляющих смесь, основано выделение одного из них.