Групповой проект: подготовка, проведение, оценивание Ольга Викторовна Езовских, методист отдела мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО», Красноярск, февраль 2015 года
Метапредметные результаты Регулятивные действия Коммуникативные действия Познавательные действия (работа с информацией, в том числе с использованием средств ИКТ)
Регулятивные действия: целеполагание планирование контроль коррекция умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам
Коммуникативные действия: выбирать и использовать способы и средства речевой деятельности, адекватные коммуникативной задаче, формулировать собственное мнение и позицию (в том числе – с использованием средств ИКТ), допуская возможность существования иных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, ориентироваться на позицию партнера, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера
Познавательные действия: использование знака-символических средств, логические операции, навыки работы с информацией (в том числе – использование средств ИКТ), навыки осознанного чтения
Почему выбрали такую форму оценки? Оценка сформированности значительной части указанных выше метапредметных действий – и прежде всего регулятивных – требует организации непосредственного наблюдения за действиями детей в процессе их деятельности Именно поэтому была предложена методика «Групповой проект»
Методика «Групповой проект» Разработчики: Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ЦОКО ИСМО РАО, г. Москва) Руководитель группы разработчиков – к.п.н. Галина Сергеевна Ковалёва
Особенности методики Оценивается не результат – то есть НЕ СОБСТВЕННО ПРОЕКТ, созданный учащимися Оценивается ПРОЦЕСС группового взаимодействия
Каждый проект предполагал оценку основных регулятивных и коммуникативных действий: наличие элементов целеполагания, умение спланировать общую работу, распределить обязанности между членами группы и следовать плану, использовать адекватные выбранной цели средства и способы действий, включая применение ИКТ, умение контролировать свои действия и действия партнеров, умение договориться, прислушаться к мнению партнера, умение представить выполненную работу,
На основе чего ведется оценка? Карта наблюдения заполняется непосредственно в ходе наблюдения за работой группы. Наблюдатели – учителя, психологи, ученики старших классов, подготовленные к этой деятельности Карта эксперта Оценка готовности и способности к целеполаганию – с учетом возрастных особенностей – оценка самостоятельности замысла проекта (в рамках указанной общей проблематики) Соответствие подготовленного продукта требованиям задания умение отбирать и преобразовывать информацию качество планирования и распределения функций уровень использования ИКТ в ходе выполнения проекта
Не нужно бояться отмечать в карте «проблемные» моменты Соответствие исполнения плану (у группы плана может не быть вовсе) Наличие конфликтов (это не недостаток организации групповой работы, а возможность оценить особенности группового взаимодействия)
Индивидуальные результаты учеников Критерии достижения базового уровня Получение как минимум 1 балла хотя бы по трем из четырех следующих позиций регулятивных действий: наличие элементов целеполагания, планирование, распределение функций и их выполнение, контроль продвижения по заданию. Получение как минимум 1 балла хотя бы по трем из четырех следующих позиций коммуникативных действий: представление результатов, активность/инициативность, ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство.
Базовый уровень Учащийся, достигший базового уровня, может организовать собственную деятельность: понять и принять цель, принять реальное участие в обсуждении общего замысла и его воплощения, высказать свою точку зрения и услышать мнение партнера, спланировать свои действия и выполнить взятую на себя часть работы, участвовать в презентации результата работы. Но он не берет на себя ведущую роль ни в оформлении замысла, ни в планировании, ни в реализации, и даже если проявляет стремление к лидерству, не может координировать общие усилия, работать в команде, подчиняя лидерские амбиции целям групповой деятельности.
Повышенный уровень: критерии Критерии достижения повышенного уровня: по всем оцениваемым позициям получен 1 балл или более (то есть у учащегося нет ни одной оценки «0» ни по одной из позиций)
Повышенный уровень Ученик, достигший повышенного уровня: активно участвует во всех этапах проекта, не довольствуясь ролью ведомого, способен разумно организовывать не только собственные действия, но и работу группы в целом. слышит и учитывает позиции других участников группы может работать в команде на вторых ролях, подчиняться решению группы в интересах дела
Ниже базового уровня Учащийся, не достигший базового уровня: участвует в отдельных этапах проекта прислушивается к мнению других участников группы но не берет на себя инициативу, ответственность за результат групповой работы ограничивается исполнительскими функциями, причем зачастую не согласуясь с общим планом, не контролируя соответствие своих действий договоренностям в группе испытывает значительные трудности при взаимодействии с другими участниками и публичном выступлении
Результаты ИКР года в Красноярском крае В целом по выборке участников ИКР4 базового уровня сформированности метапредметных действий достигают 90% учеников. Это дети, которые могут организовывать свою деятельность и взаимодействовать с другими. 32% учащихся демонстрируют способность работать не только на базовом, но и на повышенном уровне. Они способны организовать не только свою работу, но и работу группы. 10% учеников не достигли базового уровня. Им трудно взаимодействовать с другими учениками, трудно организовать собственную деятельность.
Особенности группы учеников, не достигших базового уровня Выделенная группа не является однородной: среди учеников, не достигших базового уровня, только 17% демонстрируют несформированность как регулятивных, так и коммуникативных действий 13% не достигли базового уровня только из-за дефицитов в регулятивных умениях 70% – из-за неумения строить коммуникацию, взаимодействуя с другими.
Как улучшить результаты? Следует предостеречь педагогов от простого переноса формы итоговой диагностики в 4-м классе (выполнения группового проекта) на 1-3- й классы. Ученики начальной школы в силу возрастных особенностей не могут создавать и реализовывать проекты. Имитация проектной деятельности крайне вредна. Чтобы добиться успеха в области формирования коммуникативных и регулятивных умений, надо качественно организовать групповую работу и критериальное оценивание во всех классах начальной школы на разных уроках и во внеурочной деятельности
Групповой проект: виды проектов Конструкторский («Детская площадка») Исследовательский (опрос «Как мы проводим свободное время») Познавательный («Что мы знаем о планете Земля») Социальный («Помоги первокласснику»)
Групповой проект: проведение Время проведения – 2 урока (сокращать можно только в особых случаях – если у класса есть большой опыт групповой работы, если в классе менее 10 человек) На этапе работы учеников над проектами целесообразнее использовать два помещения, для представления результатов работы класс собирается в одном помещении
Участники «Группового проекта» Два проводящих (учитель и ассистент) – на два помещения. В ходе работы учитель и ассистент периодически меняются местами, переходя из класса в класс Наблюдатели – по одному на группу. Для этой работы можно привлекать других учителей, сотрудников школы (библиотекарь, социальный педагог), старшеклассников Ученики класса делятся на группы по 4-5 (максимум 6) человек
Размещение участников Два помещения Столы расставить так, чтобы удобно было работать по группам, можно было свободно подходить к группам Предусмотреть места для наблюдателей, чтобы они могли фиксировать основные события в группе, не мешая ученикам работать над проектом
Оборудование Столы, стулья для участников групп и наблюдателей Компьютеры (по одному на группу) Столы с необходимыми принадлежностями (бумага, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, линейки, пластилин и т.п.) Бейджи с номерами участников и стикеры разных цветов – по группам (у одной группы бейджи и стикеры одного и того же цвета) Доска для презентации проектов (возможно, проектор) – если используются компьютеры
Карта наблюдения: параметры наблюдения Наличие элементов целеполагания Планирование Распределение заданий и обязанностей Соответствие исполнения проекта плану Контроль продвижения по заданию Представление результатов Конфликты и их разрешение Особенности поведения и коммуникации ученика Результаты голосования
Фрагмент карты наблюдения
Карта эксперта Заполняется учителем в ходе презентации на основании всех материалов проекта: листа планирования и продвижения по заданию, подготовленного группой продукта, презентации В приложении к карте эксперта имеются примеры планов, оцениваемых в 1, 2 и 3 балла, и пример продукта, оцениваемого в 0 баллов
Функции муниципального координатора Информирует родителей и представителей школ о целях, задачах и сроках процедуры Получает и передает материалы Готовит и консультирует участников процедуры (завучей, независимых наблюдателей) Обеспечивает информационную безопасность Утверждает списки проводящих Обеспечивает присутствие при проведении процедуры в школах независимых наблюдателей
Фрагмент карты эксперта
В презентации были использованы материалы «Методических рекомендаций для администрации по анализу и использованию результатов итоговой диагностики коммуникативных и регулятивных умений «Групповой проект», разработанных в рамках проекта «Поддерживающее оценивание» (Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан, О. В. Езовских), инструктивно-методических материалов, используемых при проведении «Группового проекта»
Спасибо за внимание! С вопросами, замечаниями и предложениями обращайтесь, пожалуйста, в отдел мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО» по телефону (391) и по электронной почте: