Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи рассматривается как сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы : Фонематического восприятия,.. Лексического строя речи,.. Грамматического строя речи,.. Связной речи,.. Фонетической стороны речи.
В логопедической группе создаются оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением с привлечением синхронного выравнивания синхронного выравнивания речевого и психического речевого и психического развития детей. развития детей. Последнее возможно благодаря комплексному подходу и интеграции работы интеграции работы специалистов: специалистов: учителя-логопеда, психолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей инструктора по физическому воспитанию, воспитателей
Учитель-логопед руководит педагогическим процессом внутри образовательных областей «Коммуникация» и Учитель-логопед руководит педагогическим процессом внутри образовательных областей «Коммуникация» и «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». В соответствии с содержанием «Примерной программы коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В.Нищева) (автор Н.В.Нищева) логопед проводит логопед проводит 4 фронтальных занятия в неделю, а также организует а также организует индивидуальные формы индивидуальные формы взаимодействия с детьми. взаимодействия с детьми. В логопедической группе именно В логопедической группе именно коррекционное направление работы, т.е. выравнивание речевого и психофизического развития ребенка является приоритетным.
Педагог-психолог способствует формированию у ребенка высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления… Педагог-психолог способствует формированию у ребенка высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления… Воспитатель координирует познавательно-исследовательскую деятельность дошкольника, обеспечивает развитие навыков конструирования и математических представлений. Также воспитатели группы являются основными специалистами в области художественно-эстетического развития. Ежедневно в вечерние часы воспитатель, организуя дидактическую игру, участвует в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Методы и приемы работы с учетом особенностей развития детей рекомендует учитель- логопед.
Работу в образовательных областях «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляет инструктор по физическому воспитанию детей.
В образовательной области «Музыка» работает музыкальный руководитель. В образовательной области «Музыка» работает музыкальный руководитель.
Примерная сетка занятий на неделю: (старшая группа) Фронтальное логопедическое_______________________________4 занятия Фронтальное логопедическое_______________________________4 занятия Фронтальное с психологом________________________________1 занятие Фронтальное с психологом________________________________1 занятие Чтение художественной литературы___________________1 занятие Чтение художественной литературы___________________1 занятие Развитие математических представлений__________1 занятие Развитие математических представлений__________1 занятие Познавательно-исследовательская, конструктивная деятельность__________________________ 2 занятия Познавательно-исследовательская, конструктивная деятельность__________________________ 2 занятия Рисование ________________________________________________________2 занятия Рисование ________________________________________________________2 занятия Лепка/аппликация____________________________________________1 занятие Лепка/аппликация____________________________________________1 занятие Физкультурное ________________________________________________3 занятия Физкультурное ________________________________________________3 занятия Музыка__________________________________________________________ __2 занятия Музыка__________________________________________________________ __2 занятия
Примерная сетка занятий на неделю: (подготовительная к школе группа) Фронтальное логопедическое_______________________________4 занятия Фронтальное логопедическое_______________________________4 занятия Фронтальное с психологом________________________________1 занятие Фронтальное с психологом________________________________1 занятие Чтение художественной литературы__________________1 занятие Чтение художественной литературы__________________1 занятие Формирование математических представлений___2 занятия Формирование математических представлений___2 занятия Формирование целостной картины мира____________1 занятие Формирование целостной картины мира____________1 занятие Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность___________________________1 занятие Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность___________________________1 занятие Рисование ________________________________________________________1 занятие Рисование ________________________________________________________1 занятие Лепка/аппликация____________________________________________1 занятие Лепка/аппликация____________________________________________1 занятие Физкультурное ________________________________________________3 занятия Физкультурное ________________________________________________3 занятия Музыка__________________________________________________________ __2 занятия Музыка__________________________________________________________ __2 занятия
Таким образом, в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей создается комплекс коррекционно-развивающей работы. Основой планирования педагогического процесса является тематический подход. Ежедневное многократное повторение - концентрированное изучение материала – позволяет организовать успешное накопление и систематизацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Занятие остается главной формой работы с детьми при условии максимального использования игры во всех ее вариантах.
Литература: Нищева, Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.