Как произносить речь без подготовки (приемы импровизации). Фесенко О.П., д.ф.н., профессор кафедры иностранных и русского языков Омского автобронетанкового инженерного института
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество. К импровизации относят жанр экспромта.
Импровизация Хорошее выступление, несомненно, требует подготовки. К сожалению, возможность заранее подготовиться есть далеко не всегда – нередко на различных собраниях и совещаниях придумывать речь приходится прямо во время ее произнесения. Кроме того, даже тщательная подготовка не страхует оратора от всевозможных неприятностей – неожиданно сбиться, потерять мысль или столкнуться с каверзным вопросом аудитории может любой.
Словесная импровизация также помогает повысить энергетику – дословное зачитывание заранее подготовленной речи не способно воодушевить и увлечь аудиторию так, как это делает «живое» выступление. Умение импровизировать позволяет оратору не только избежать множества проблем во время выступления, но и уменьшить время, необходимое на подготовку речи, – вместо тщательного продумывания и запоминания каждого слова достаточно проработать лишь основные тезисы.
Поэтому хороший оратор должен не только уметь читать с бумажки и произносить речи по заранее подготовленному плану, но и при необходимости импровизировать, без подготовки говорить на любую тему.
Что не менее важно, умение импровизировать избавляет от страха перед неожиданными вопросами. Начав отвечать с импровизации, оратор получает немного времени, чтобы обдумать сам ответ, при этом слушателям кажется, что выступающий подготовлен к любым вопросам. К сожалению, научиться хорошо импровизировать не так уж и просто. Начать следует с освоения основных приемов.
Основные приемы словесной импровизации Прием 1. Ассоциации. Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову. Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации.
Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее. Так оратор сможет раскрыть тему своего выступления более полно и избавиться от заминок.
Прием 2. Вопросы Вот мы говорим-говорим - и вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше. Один из самых простых способов взять эту паузу - задать аудитории риторический вопрос. И пока задаем вопрос, пока держим паузу после вопроса, пока слышим односложные, короткие ответы от слушателей - у нас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.
Прием 3. Переход по последнему слову Иногда бывает так, что ни ассоциации, ни вопросы в голову не лезут. Ну никак! А говорить что-то нужно. В этом случае выручает прием "Переход по последнему слову". Суть приема в том, что вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему. Например, если импровизировать на ту же тему погоды, то это может звучать так...