МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТКННИКОВ 33 « СВЕТЛЯЧОК » СЕЛА ПРАСКОВЕИ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА » Из опыта работы «Сказка в системе нравственного воспитания» воспитателя высшей категории Пушкарской Т.А.
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.
Бесконечность второго типа докучной сказки создается открытостью ее конца.
Жил-был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец Навезли ему мокрых досок, Положили сушить на песок. Сушили, сушили пересушили. Положили в рекуперемочили. Снова сушили пересушили, Снова мочили перемочили! Вот как будут доски готовы, Тогда и за сказку за эту примемся снова. Только будет это нескоро: Это будет в тот год, Когда леший помрёт, А он ещё и не хворал!
По своему структурообразующему приему, маятниковому повтору, принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста
ШЁЛ Я КАК-ТО через мост, Глядь - ворона МОКНЕТ. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост - Пусть ворона СОХНЕТ! ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост, Глядь - ворона СОХНЕТ. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост - Пусть ворона МОКНЕТ! СНОВА ШЁЛ Я через мост, Глядь - ворона МОКНЕТ. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост - Пусть ворона СОХНЕТ!...
В типе «с приращением» наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку.
Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли! - Я тебе его дал? - Дал! - Ты его взял? - Взял! - А где же он? - Кто? - Да не кто, а что! - Что? - Сапог! - Какой? - Ну такой! Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли
Тема: « Встреча с докучной сказкой».
Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству.
Задачи: Знакомство с особенностями докучных сказок. Совершенствовать интонационную выразительность речи, изменение тембра и силы голоса. Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.
Оборудование: избушка, лавочка, посадские платки, атрибуты для обыгрывания сказок.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, здоровье чтение художественной литературы
Технология: Предварительная работа с текстом сказки: а) смысловое прочтение; б) вычленение событийного ряда; в) умение увидеть и сохранить поэтику языка сказки;
Создание условий: Столик сказки, на котором с помощью ряда деталей выстроен необходимый интерьер, передающий особенности места, обстоятельств, атмосферы. Интерьер на столике сказки подготавливается заранее, до начала сказки, и накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей. Распределение ролей: Уточнение действия «массовки». Слова «от автора» говорит педагог. Реплики и действия персонажей исполняются детьми.
На этом сказочке конец, а кто слушал - молодец.