Возрастные особенности подросткового возраста. Техники эффективного общения с подростками Психолог:Баянова А.В.
«переходный», «трудный», «критический» 10-11; лет
Физиологические основы кризиса Резкое увеличение роста и веса; Начало полового созревания;
Психологические основы кризиса Проявление интереса к своему внутреннему миру Изменения в характере
Резкие перепады настроения
Изменения в поведении Кризис независимости строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
Повышенный интерес к собственной внешности Повышенный интерес к противоположному полу
Социальные изменения: смена ведущей деятельности.Потребность в близких отношениях и внимании окружающих, группирование со сверстниками
Стремление не быть «как все»
Основные новообразования возраста Чувство взрослости Потребность в самоутверждении Самооценка
Как общаться с подростком?
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Главное в общении: - восприятие - взаимодействие - понимание
Ошибки в общении учителя с учеником Не помнит имена, обращается по фамилии Поучительный, унижающий тон разговора Расширяем оценку успеваемости подростка до оценки его личности в целом Противопоставление успехов одного ученика неуспехов другого
Общие правили эффективного взаимодействия Не слушать, а слышать, Проявлять интерес к собеседнику, Подстраиваться (интонация, темп, поза), Использовать «Я-высказывания», Выбирать правильную позицию в общении, исходя из ситуации.
Техника «Я-высказываний» Схема: Говорим о своих чувствах+называем действие+выриант разрешения трудной ситуации Пример: «Меня раздражает, когда кто-то опаздывает. Я была бы очень рада, если бы ты приходил вовремя».
Три «Я» «родитель» - стремеление руководить, подчинять, брать ответственность на себя «взрослый» – разумный подход, понимание интересов другого. «дитя» - зависимость, капризы («хочу немедленно!») В В Р Р Д Д
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание!