Формирование регулятивных умений
Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания
Регулятивные действия Целеполагание Планирование Оценка Коррекция Прогнозирование Контроль Волевая саморегуляция
Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Планирование составление плана и последовательности действий (определение последователь-ности промежуточных целей с учётом конечного результата)
Самооценка сличение с заданным эталоном а)способа действия; б) результата действия
Коррекция (в случае расхождения с эталоном) внесение необходимых дополнений и корректив в план; способ действия.
Регулятивные умения: ставить цель; планировать действие; прогнозировать его результат; контролировать выполнение; вносить исправления; оценивать, проявляя волевую саморегуляцию обеспечивать управление познавательной и учебной деятельностью.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все е ё компоненты: ЦЕЛЬ МОТИВ ПРОГНОЗ СРЕДСТВА КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА
Регулятивные УУД, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
Целеполагание Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Планирование Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Организация принятия цели опора на личный жизненный опыт; использование занимательного, игрового материала; создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование цели; моделирование цели урока, введение понятия «задача»; представление результата;
Работа по удержанию цели Проговаривание; Фиксация на доске; Обращение во время урока к поставленной цели; Разбивка цели на задачи;
Обучение планированию Предложение плана учителем (при условии обсуждения и принятия плана); Деформированный план с недостающими (избыточными пунктами); Совместное составление плана;
Контроль и оценка Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и средовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе включает 1. Формирование действия определения темы урока. 2. Формирование действия целеобразования. 3. Формирование действия планирования. 4. Формирование действия контроля. 5. Формирование действия коррекции. 6. Формирование действия оценки.
Предметное содержание Учебный процесс Учебный процесс Внеурочная Внеурочная Проекты и жизненные задачи деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно- диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технологии Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий
Обеспечение преемственности при переходе от начального к основному общему образованию. Основанием преемственности является ориентация педагогов на формирование у обучающихся умения учиться, понимание значения развития УУД для дальнейшего обучения обучающихся.