Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход - учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; - обеспечение преемственности образования; - разнообразие организационных форм.
Универсальные Учебные Действия (УУД) - – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Образовательный стандарт предполагает, что у учащихся будут сформированы четыре группы УУД: Личностные - самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально- этическая ориентация; Регулятивные – управление своей деятельностью; Коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества; Познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знака- символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций.
требования, которым должен соответствовать методический комплекс, направленный на оценку развития УУД: адекватность методик целям и задачам исследования; теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся; валидность и надежность применяемых методик; профессиональная компетентность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов; этические стандарты деятельности психологов.
Мониторинг - Наблюдение, постоянное отслеживание какого- либо процесса на соответствие его первоначальным предположениям (СИС); Психологический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у пятиклассников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД; Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
Приоритетное направление в деятельности психолога в условиях нового стандарта Проектирование и реализация системы оценки УУД как составляющей основной образовательной программы учреждения; Ведение базы данных результатов мониторинга.
Программа мониторинга процесса формирования УУД в 5 классах Технологическая карта по всем УУД (познавательным, регулятивным, личностным, коммуникативным); Циклограмма диагностических мероприятий; Банк диагностических методик (базовых и дополнительных); Сводные таблицы для занесения результатов; Карты развития ученика; Лист наблюдений на уроке за формированием УУД (для психолога и завуча); Подборка игр и упражнений по формированию УУД.
Работа команды единомышленников по разработке и воплощению системы отслеживания сформированности УУД Учитель – проводит стандартизированное наблюдение, изучение практической деятельности учеников; Завуч – осуществляет наблюдение на уроке, проводит административные контрольные работы по диагностике УУД в предмете; Психолог – диагностика УУД, ведение базы результатов, прогноз успешности формирования УУД.
Выводы: Введение новых стандартов – уникальная возможность для психолога по новому взглянуть на свою деятельность; Выстроить её в системном ключе; Организовать в тандеме с учителем мониторинг динамики формирования УУД на уроке; Создать банк данных диагностических методик, упражнений и игр по формированию УУД; Организовать внеурочную деятельность по формированию УУД; Всё это, несомненно, будет способствовать повышению качества образования.