это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях
Признаки тревожности Любое задание вызывает беспокойство Жалуется, что снятся страшные сны Пуглив, многое вызывает у него страх Обычно беспокоен, легко расстраивается Часто не может сдержать слез Не уверен в себе, своих силах Боится сталкиваться с трудностями
Учебные перегрузки Неспособность справиться с программой Неадекватные ожидания со стороны родителей Неблагоприятные отношения с педагогами Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации Смена коллектива и/или непринятие детским коллективом
Учебные перегрузки: структура учебного года (после 6 учебных недель тревожность возрастает) загруженность в течение учебной недели в школе (должен быть 1 полноценный выходной) длительность занятия
Неспособность справиться с программой: Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций, состоянию здоровья ребенка,, имеющимся знаниям, умениям, навыкам способствует увеличению тревожности. Чем сложнее программа, выше требования к способностям ребенка, тем ярче дезорганизующее влияние тревожности
Неадекватные ожидания со стороны родителей: Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность
Неблагоприятные отношения с педагогами: Наиболее высокий уровень тревожности демонстрируют дети, где стиль педагога характеризуется: нетерпимостью к нарушениям дисциплины; склонностью переходить к оценки личности учащегося; завышенными требованиями, не соответствующими возрастным особенностям детей
Смена коллектива и/или непринятие детским коллективом: Ситуация установления новых взаимосвязей может выступать мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность деятельности
Признаки тревожности: Высказывает нежелание ходить на занятия Не заходит в кабинет, если опоздал на занятие На занятиях отвечает тихо, иногда с вопросительной интонацией Теряется на зачетных занятиях Нет друзей среди учащихся Боится опоздать на занятие Часто бывает раздражительным Задания кажутся слишком сложными Часто появляются головные боли, боли в животе, головокружения Вызывает обеспокоенность пред зачетными занятиями и др.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Хвалите ребенка даже за незначительный успех Спрашивайте ребенка в середине занятия Не сравнивайте ребенка с окружающими Предъявляйте адекватные по возможностям ребенка требования Снижайте количество замечаний Способствуйте повышению самооценки ребенка Чаще обращайтесь к ребенку по имени Старайтесь не стыдить ребенка Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить аттестационное занятие По возможности выберите подходящий для ребенка способ проверки знаний Обратите внимание на ваш стиль преподавания