НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Понятие «социальное проектирование» Типы социального проектирования в гимназии и формы организации работы Технологическая цепочка и представление результатов
ПРОЕКТИРОВАНИЕ Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно- теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЗАЧЕМ НУЖНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ШКОЛЕ?
Точка зрения Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. (Антонюк С.В.)
Точка зрения Признание за человеком права активно воздействовать на окружающих и самого себя составляет морально-философское основание социального проектирования. (Луков В.А.)
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.); Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АГИТАЦИОННЫЕ (АКЦИИ, ВЫСТАВКИ, ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОБЛЕМУ, ДИСКУССИИ) СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА, УСЛОВИЙ) РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ВЗАИМОПОМОЩЬ, ПОДДЕРЖКА)
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРПОЕКТИРОВАНИЯ ШАГ 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. ШАГ 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. ШАГ 3. Определение целей и задач социального проблема. ШАГ 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. ШАГ 5. Составление детального плана работы. ШАГ 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. ШАГ 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. ШАГ 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. ШАГ 9. Составления бюджета проекта. ШАГ 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. ШАГ 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРПОЕКТИРОВАНИЯ ШАГ 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе. Последовательность шагов 1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся. Дальнейшие шаги – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников. ШАГ 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту. ШАГ 14. Поиск делового партнера для реализации проекта. ШАГ 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. ШАГ 16. Получение необходимых ресурсов. ШАГ 17. Проведение плановых мероприятий. ШАГ 18. Контроль и оценка выполнения плана. ШАГ 19. Корректировка реализации проекта. Два последних шага 20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом. ШАГ 20. Анализ результатов работы по проекту. ШАГ 21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
Основные задачи Ожидаемые результаты 1 Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. 2 Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. 3 Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности 4 Обучить членов команды основам проектной деятельности Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков
Основные задачи Ожидаемые результаты 1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. 2. Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). 3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. Прогнозы развития ситуации. 4. Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизированные материалы
Основные задачи Ожидаемые результаты 1 Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации Окончательная редакция плана реализации проекта 2 Составление краткого резюме проекта Резюме проекта 3 Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям Варианты предложений о совместной деятельности 4 Составление текста договора о совместной деятельности Варианты договора
Основные задачи Ожидаемые результаты 1. Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта Точное и полное выполнение всех пунктов плана Основные задачи Ожидаемые результаты 1. Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта. Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств. 2. Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами. Новая (откорректированная) версия проекта
Тематика ПРОЕКТЫ-ПРАКТИКИ «Мама работает» «Ребята и зверята» «Хочешь изменить мир – начни с себя!» «Чистая планета» «Наш сад» ПРОЕКТЫ-АКТУАЛИЗАЦИИ «Люди как люди, только с синдромом Дауна» «Безопасный мир» «Мир – без наркотиков!»
Тематика ПРОЕКТЫ-ВЗАИМООБУЧЕНИЕ «Наш оратор» «В греческой гимнасии» «Искусство графики» «Обучаем взрослых» «Юный японский поэт» «Познание»
Список литературы Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., Луков В. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, Методические материалы сайта «Лидер 21 век. Всероссийский лагерь студенческого актива». (lider21vek.narod.ru) Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. Любое издание. - Центр социального проектирования «Стратегия»