Технология системного анализа урока
Отсутствие цели посещения Отсутствие программы наблюдения Рассмотрение педагогических средств и приемов вне зависимости от результатов их использования, вне в связи с целью урока и задачами УВМ Достоинства и недостатки урока определяются не по их влиянию на ход и результаты урока, а по степени их совпадения с существующими методическими рекомендациями Недостатки, снижающие эффективность анализа урока
Оценки урока определяются личным отношением руководителя к тем или иным методам и приемам обучения Построение анализа на фиксировании «мелочей» (оперирование необоснованными оценочными суждениями «мало», «недостаточно», «слабо» и т.п.) Неподготовленность руководителя к посещению и анализу урока Ошибки шаблона, «ложного следа» - при анализе уроков различного типа и предметной принадлежности используется один и тот же способ действия Неразвитость дидактического мышления руководителя Недостатки, снижающие эффективность анализа урока
Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствие последнего его цели. Ю.А. Конаржевский Анализ – это мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждого элемента как части целого. Анализ, в соответствии с законом единства анализа и синтеза, используется во взаимодействии с синтезом
Угадывание – процесс, в ходе которого идентификация воспринимаемого предмета или скрытой за ним сущности носит неоднозначный, вероятностный характер; Узнавание – это воспроизведение и представление целостного образа объекта, его внешнего вида по одному или нескольким признакам; Опознавание – процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных кланов или категорий Распознавание – сложный мыслительный процесс, опирающийся на узнавание и опознавание и направленный на проникновение в скрытую, внутреннюю сущность предмета. Явления, процесса Познание реализуется через формы:
Цель научного познания – открытие новых истин, установление законов развития природы и общества. Педагогический анализ в виде распознавания имеет много общего с процессом научного познания, не отличаясь по своей сути от него. Научное познание или исследование – самая высшая ступень познания, в результате которого на вооружение общества ставится всё, что им добыто
Принцип объективности (исходим не из субъективных мнений об уроке, а из собственной природы урока); Принцип взаимосвязи и взаимодействия (элементы урока и связи между ними); Принцип развития (предметом анализа является ряд последовательных количественных и качественных изменений, обладающих общей тенденцией к движению конечного определенного результата); Принцип детерминизма (причинная обусловленность явлений как всеобщей формы бытия); Принцип человекоцентризма (вначале человек, а потом дело, которому он служит); Методологические и технологические принципы педагогического анализа урока
Принцип главного звена (из всей совокупности управленческих задач всегда выделяйте главную); Принцип активности (активная позиция аналитика по отношению к уроку и его автору – учителю, не пассивный фиксатор, а методист, вскрывающий сущность урока); Индивидуальный подход (знание системы работы учителя, его личности); Принцип воспитательного воздействия (анализ урока должен преследовать и воспитательные цели); Принцип целенаправленного планирования (четкое целеполагание и глубокое осмысление цели посещения и анализа каждого урока) Методологические и технологические принципы педагогического анализа урока
Метод педагогического анализа урока представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат. Метод педагогического анализа урока
Этап предварительного ознакомления с предметом анализа (уяснение проблемы, подлежащей анализу, знакомство с литературой, учебником, программой, формулирование цели посещения, декомпозиция цели, составление программы наблюдения); Этап наблюдения за ходом урока, сбор информации для анализа (наблюдение, запись и кодирование урока, беседа с учителем перед анализом урока); Этап непосредственного анализа урока (модель академика Б.Н. Кедрова «треугольник познания») Аналитические этапы:
Вершины данной модели символизируют познание свойств, состава и сущности объекта; Свойство – это сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним; Состав – совокупность элементов, составляющих объект познания; Сущность эт 0 совокупность глубинных связей, отношений и внутренних свойств объекта распознавания. модель академика Б.Н. Кедрова «треугольник познания»)
Технология системного подхода к педагогическому анализу урока