Scratсh Визуальная среда программирования
Введение Скретч - это новая бесплатная среда программирования, которая позволяет создавать собственные истории, мультфильмы, игры и другие произведения. Скретч специально разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию. В Скретче можно создавать мультфильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Программы создаются из разноцветных блоков точно так же, как собираются из разноцветных кирпичиков конструкторы Лего. Scratch разработан в 2006 г. под руководством Митчела Резника группой Lifelong Kindergarten в лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института. Scratch работает на компьютерах с Windows или Linux. Ни на каких планшетах не работает!
Введение Программа Scratch бесплатно скачивается из интернета по адресу Это не последняя версия Scratch, однако, она содержит все необходимое для интересной работы и не требует подключения к интернет.
Как устроен Scratch Спрайт- это персонаж
Первая программа. Научить кота бегать Выбираем слева вверху желтые блоки «контроль» и тянем в центр экрана блок «когда клавиша пробел нажата» и там его бросаем. Выбираем слева синие блоки «движение» и тянем в центр экрана блок «идти 10 шагов» и там его прицепляем под желтый блок «когда клавиша пробел нажата». Когда синий блок хочет прицепиться к желтому – появляется белая полоса. Отпускаем кнопку мышки, и он прицепится. Нажимайте пробел и посмотрите, как двигается спрайт. Если нажимать долго, то он дойдет до края экрана, и почти весь спрячется. Торчит только хвост. За него то мы его и вытащим! Жмите на хвост и тащите кота на центр экрана. Снова нажимайте пробел – кот опять идет вправо. Первая программа. Научить кота бегать
Добавим в программу звук «мяу». Нажмите на малиновые блоки «звук» и тащите блок «играть звук мяу» под синий блок «идти 10 шагов». Первая программа. Научить кота бегать и мяукать
Усложняем первую программу Наверное, Вам уже надоело каждый раз вытаскивать Кота за хвост из-за края экрана. Давайте добавим синий блок «если край, оттолкнуться». Теперь Кот доходит до края экрана и переворачивается. (Удалите звук, чтоб не мешал) Программа для движения Кота без звука.
Обратите внимание на такие маленькие кнопки слева от Кота, который нарисован наверху. Сейчас выделена голубоватым цветом кнопочка «переворот», поэтому, когда Кот доходит до края экрана, он переворачивается вверх тормашками. Теперь нажмите кнопку. Кот бегает от края экрана до края вниз ногами, как в жизни. Теперь нажмите кнопку с точкой. Кот бегает всегда лицом в одну сторону. Когда нажата средняя кнопка, тогда поведение Кота как в жизни.
Научить Кота разговаривать надписью Выберите фиолетовые блоки «внешность» и тащите в программу блок «сказать Привет!». Кот бегает и меняет цвет очень быстро. Измените 25 на 1. Изменение цвета стало более плавным.
Установка фона Как установить фон? Щелкнуть дважды на Сцене- В окне кода появится вкладка Фон- Щелкнуть на нее- выбрать Импорт- папка Sport- Любой фон- Фон появится на сцене. Фон можно редактировать, например, написать кто автор
Новый персонаж Нажимаем папку со звездой – откроется окно выбора нового объекта. Выберите кого-нибудь из папки Animals (животные). Например, бизона. Нажмите ОК. Измените название спрайтов на Кот и на Бизон Сделайте Бизону такую программу и поэкспериментируйте. Теперь пробелом управляется Кот, а стрелкой вверх – Бизон
Сохранение Сохранение результата происходит в отдельный проект. Для этого нужно щёлкнуть по кнопке – «Сохранить» и записать название программы. После всегда можно вернуться и продолжить работу.
Компиляция Созданный проект – игра, мультипликация и т.п. запускаются только в среде Scratch. Для того, чтобы можно было запускать свой проект без этой среды, необходима специальная программа – компилятор в exe файл
Самостоятельно На фоне Комната с микрофоном стоит спрайт Человек, а над ним кружится спрайт –Муха. Код КОГДА нажат флажок ВСЕГДА ИДТИ 10 шагов ПОВЕРНУТЬСЯ на 15 град. ЖДАТЬ 0,5 сек
Самостоятельно Сделайте мини мультик Зарядка. На любом фоне нарисованный вами субъект делает зарядку Алгоритм –Нарисовать свой спрайт: – Инструмент Рисовать новый объект (ниже сцены)- Откроется простейший графический редактор- Нарисуйте- Выйдите из редактора- Спрайт появится на сцене. –Сделать для спрайта несколько костюмов:-Вкладка Костюмы- Копируйте несколько раз- Редактируйте последовательно копии, изменяя, например, положение рук, как при зарядке. Код КОГДА нажат флажок ВСЕГДА ПЕРЕЙТИ к Костюм 1 ЖДАТЬ 1 сек. ПЕРЕЙТИ к Костюм 2 ЖДАТЬ 1 сек. ПЕРЕЙТИ к Костюм 3 ЖДАТЬ 1 сек.
Самостоятельно Возьмите два спрайта Кота и Собаку. Нажимая зеленый флаг аккуратно приблизить Котом к Собаке. Как только Кот коснётся Собачки, раздастся лай и мяуканье, точно как в жизни, когда Вы бросаете кота на соседскую собаку. Если Собаки не касаться, а просто прогуливаться котом где-нибудь вверху экрана, то собака будет поворачиваться к Коту, не спуская с него глаз. Нажмите на закладку «скрипты» и сделайте Собаке программу
Задание Кот двигается по сцене на фоне песчаного берега моря от края до края, при этом кот меняет цвет. Когда доходит до края, то говорит надписью ПРИВЕТ Иначе надпись пустая. Код КОГДА щелкнуть по флажку ВСЕГДА ИЗМЕНИТЬ цвет эффект 25 ЖДАТЬ 0,3 сек ИДТИ 10 шагов ЕСЛИ край оттолкнуться ЕСЛИ касается край СКАЗАТЬ Привет ИЛИ СКАЗАТЬ (в надписи вместо привет пусто)